23
Чт, янв

Вспышка коронавируса выявляет недостатки в дизайне пандемических облигаций

coronavirus 10Чтобы компенсировать внушительные издержки, связанные с попытками остановить глобальную эпидемию, Всемирный банк и партнеры объявили о создании «пандемических облигаций» несколько лет назад: идея заключалась в том, чтобы привлечь частный капитал от фирм с Уолл-стрит, которые помогут пострадавшим бедным странам.


Но с тех пор, как облигации были запущены в 2014 году и обеспечены обещанным финансированием стран-доноров на сумму около $190 млн, инвесторы получили больше прибыли, чем страны, борющиеся с эпидемиями. И даже в нынешней пандемии любые выплаты пострадавшим странам едва ли повлияют на то, сколько им стоила вспышка.

Бывший главный экономист Всемирного банка Лоуренс Саммерс назвал облигации «финансовой глупостью». Облигации были запущены после разрушительной вспышки Эболы в Западной Африке, и нынешняя вспышка коронавируса выявляет недостатки в их дизайне.

«Страны, которые нуждаются в помощи, фактически не являются теми, кто получает средства», - сказал Феликс Штейн из Кембриджского университета, который исследовал облигации. «Основные получатели - это инвесторы с Уолл-стрит, которые выигрывают».

Облигации являются одной из форм страхования от стихийных бедствий и работают в основном так: Всемирный банк продает облигации частным инвесторам, которые получают ежегодный доход, частично оплачиваемый странами-донорами. В случае возникновения эпидемии инвесторы теряют капитал, который они первоначально использовали для покупки облигаций. Эти деньги отправляются в качестве помощи странам, пострадавшим от эпидемии.

Проблема, говорят эксперты, заключается в том, что инвесторы, такие как Baillie Gifford, Amundi и Oppenheimer, получали высокую прибыль - до 11% в год.

При этом по условиям выпуска облигаций требовалось, чтобы определенное количество людей умерло до того, как страны получат какую-либо выплату, среди прочих условий, что затрудняет любые немедленные усилия по уничтожению вируса.

После запуска Всемирный банк описал облигации как способ «помочь предотвратить превращение вспышки инфекционного заболевания высокой степени тяжести в пандемию», предоставляя основные средства финансирования основным респондентам.

В соответствии с критериями облигаций, до момента выплаты по эпидемии коронавируса должно пройти 12 недель. Вспышка также должна быть устойчивой, затронуть как минимум две страны и привести, как минимум, к 250 смертельным случаям.

Всемирный банк заявил, что контрольная дата будет назначена на 23 марта, и что решение о выплате будет принято независимым агентством. Банк заявил, что максимальная потенциальная выплата составила около $196 млн. Только самые бедные страны мира имеют право на получение средств, что делает любую немедленную выплату маловероятной, поскольку наиболее пострадавшими от коронавируса странами являются Китай, Италия, Иран, Испания и Южная Корея.

Тем временем налогоплательщики в Австралии, Германии и Японии, а также Международная ассоциация развития выделили около $176 млн для поддержки облигаций.

В газете 2019 года, опубликованной в BMJ, Клэр Уэнам из Лондонской школы экономики и ее коллега обнаружили, что по состоянию на прошлый год пандемические облигации выплатили инвесторам почти 115 миллионов долларов, а всего лишь 61 миллион долларов через механизм «денежного окна» для Конго, в связи с самой последней эпидемией Эболы.

Уэнам сказала, что условия выплат слишком произвольны и длительны.

«К тому времени, когда требуемое условиями облигаций количество людей умирает в определенном числе стран, пандемия, несомненно, распространится довольно значительно», - сказала она, охарактеризовав механизм как «ущербный» и слишком сложный.

На сегодняшний день новый коронавирус заразил более 307 000 человек и убил более 13 000 человек. Всемирная организация здравоохранения считает, что эта болезнь является пандемией, и, вероятно, она охватит все страны мира. У большинства людей вирус вызывает только легкие или умеренные симптомы, такие как лихорадка и кашель. Для некоторых, особенно пожилых людей и людей с существующими проблемами со здоровьем, это может вызвать более тяжелые заболевания, включая пневмонию. Около 92 000 человек уже вылечились от вируса, в основном в Китае.

Уэнам сказала, что облигации могли бы работать лучше, если бы выплаты были связаны с другим триггерным механизмом, например, когда ВОЗ объявляет глобальную чрезвычайную ситуацию в области здравоохранения, как это было в конце января.

«Если вся идея состоит в том, чтобы помочь предотвратить пандемию, нет смысла ждать, пока пандемия распространится, прежде чем будут произведены выплаты, предназначенные для ее купирования», - сказала она.

Ольга Йонас, экономист Гарвардского университета, которая ранее работала во Всемирном банке, говорит, что неясно, зачем вообще нужны пандемические облигации.

«Всемирный банк обладает достаточными финансовыми возможностями для финансирования ответных мер на вспышки, потому что у него есть ликвидные активы в размере $29 млрд», - сказала она.

Ранее в этом месяце Всемирный банк объявил, что выделит $14 млрд на борьбу с пандемией COVID-19.

Всемирный банк пока не комментирует, будет ли продолжен проект с пандемическими облигациями в другой форме после COVID-19.

Подготовлено порталом Allinsurance.kz