23
Пн, дек

Совместный доклад ОЭСР и Всемирного банка призывает правительства повысить устойчивость к стихийным бедствиям и связанным с ними бюджетным рискам

Быстрое экономическое развитие и изменение климата увеличивают нашу уязвимость к стихийным бедствиям, и в новом совместном докладе ОЭСР и Всемирного банка содержится призыв к активному управлению финансовыми расходами на эти бедствия до того, как они нанесут удар.

Бюджетная устойчивость к стихийным бедствиям, опубликованная в ходе ежегодного Форума ОЭСР в Париже, оценивает, что стихийные бедствия обошлись развитым и развивающимся странам примерно в 1,2 триллиона долларов США в виде ущерба и экономических потерь за последнее десятилетие, что более чем вдвое превышает их стоимость за предыдущие 10 лет. Помимо трагической гибели людей в результате недавних бедствий, землетрясения в Чили и Новой Зеландии в 2010 и 2011 годах стоили 10% и 20% годового ВВП соответственно.

Землетрясение, цунами и ядерная катастрофа в Японии в 2011 году привели к экономическому спаду на 2% в следующем квартале этого же года. Это также привело к росту дополнительных расходов центрального правительства на восстановление и реконструкцию в 2012 году, что составило 8% от его ВВП и более 20% от общего бюджета.

«Центральные правительства покрывают основную долю расходов на бедствия, особенно в тех странах, где частные рынки страхования от бедствий недостаточно развиты», - сказал Маркос Бонтури, директор по государственному управлению в ОЭСР. «Более четкие предварительные правила о распределении финансового бремени и более прозрачные условия финансовой помощи помогут правительствам контролировать или ограничивать эти расходы и упростить восстановление в случае бедствия».

В отчете указаны наиболее важные источники затрат на бедствия для правительств. Ущерб, нанесенный активам государственной инфраструктуры, и связанные с этим перебои в обслуживании являются одними из крупнейших источников затрат, которые несут правительства, и их также сложнее контролировать. В отчете также показано, что многие из таких затрат возникают из-за претензий, предъявляемых субнациональными государственными органами, государственными предприятиями или другими партнерами, которые владеют или управляют инфраструктурными активами и услугами.

Широкие или неясные правила, касающиеся помощи после стихийного бедствия, побуждают правительства брать на себя большую долю расходов на бедствия. Чрезвычайные стихийные бедствия заставляют правительства действовать на специальной основе и часто приводят к более высокой компенсации ущерба.

В докладе ОЭСР говорится, что правительства должны иметь возможность более эффективно контролировать свои непредвиденные обязательства, связанные с бедствиями. Установление четких правил оказания помощи при стихийных бедствиях, включая распределение затрат, может привести к повышению устойчивости к фискальным рискам.

В отчете рекомендуется, чтобы после стихийных бедствий правительства могли предоставить финансовую помощь для возмещения ущерба, направленного на уменьшение ущерба в будущем. Например, некоторые страны уменьшают финансовую компенсацию за неоднократные требования об ущербе для одного и того же актива.

«Каждая страна столкнется с уникальными проблемами в управлении своими мерами по преодолению последствий кататсроф», - сказал Альфонсо Гарсия Мора, глобальный директор Всемирного банка по финансам, конкурентоспособности и инновациям. «Общая нить - это потенциальные альтернативы аварийного восстановления, которые будут опираться на стабильные рынки, сильные институты, международное сотрудничество, а также инновации и технологии для повышения финансовой устойчивости», - добавил он.

Подготовлено порталом Allinsurance.kz