05
Чт, дек

Куда уйдут самозанятые?

Проблема так называемого самозанятого населения существует в Казахстане все годы независимости, и каких только идей по решению этой проблемы не предлагалось, однако воз, как говорится, и ныне там. И не случайно Президент страны Нурсултан Назарбаев в своей речи на совместном заседании палат Парламента по случаю открытия осенней сессии уже в первом своем поручении завёл речь именно о самозанятых.

 Лидер нации в частности сказал: «Одним из важных вопросов является вовлечение самозанятых в систему социального обеспечения. Есть часть населения, которая не делает никаких отчислений с доходов и соответственно полноценно не охвачена пенсионной системой и мерами социальной поддержки. В этой связи разработаны необходимые законодательные изменения. Для упрощения регистрации самозанятого населения предлагается ввести единый совокупный платёж. Его уплата позволит самозанятым участвовать в системах медицинского и социального страхования и пенсионного обеспечения. Требуется принятие этих изменений до конца текущего года».

 Надо полагать, уж теперь-то появится ясность в ряде вопросов, не решавшихся годами. Хотя несколько раньше на одном из заседаний Правительства министр труда и социальной защиты населения РК Мадина Абылкасымова рассказала, что разрабатываются поправки по вопросам легализации деятельности неформально занятых, которыми будет определено единое понятие занятого и самозанятого населения.

 К этому подталкивает и то, что в октябре 2018 года ожидается принятие новой резолюции МОТ (Международной организации труда) по порядку статистического учета занятого населения. МОТ предлагает два новых способа классификации занятого населения на основе двух разных критериев: по типу полномочий - независимые работники и зависимые работники; по типу экономического риска - работники, ориентированные на прибыль, и работники, ориентированные на заработную плату. Группировка занятого населения на наемных работников и самозанятых в соответствии с новой резолюцией МОТ исключается. В связи с этим в Казахстане и разрабатывалась дорожная карта по переходу на новый порядок статучета с 2019 года, включая изменения в методологии и опросниках, в обучении сотрудников. Тогда же М. Абылкасымова впервые сообщила, что для упрощения регистрации и легализации деятельности неформально занятых граждан предлагается ввести специальный налоговый режим - Единый совокупный платеж (ЕСП), который объединяет четыре платежа - ИПН, ОПВ, взносы в ФСМС и ГФСС.

 Предполагалось, что для непродуктивно занятых этот платеж должен составить один МРП в месяц, то есть 2410 тенге. При этом, очевидно, чтобы сразу поправить статистику, решили, что уплата ЕСП будет означать автоматическую регистрацию деятельности и участие в системе медицинского и социального страхования, пенсионного обеспечения. А значит, человек автоматом уходит из категории самозанятых, которых вообще-то давно пора было приравнять к безработным. Говорилось также, что ЕСП предназначен для основных категорий самозанятых, к которым будут отнесены граждане, не использующие труд наемных работников, оказывающие услуги физическим лицам, не имеющие стационарного места на территории торговых объектов и рынков, занятые в личных подсобных хозяйствах.

 Проблема действительно перезрела, давайте разберёмся в ее остроте на примере нашей области. В прошлом году население области насчитывало около 765 тысяч человек, при этом экономически активное население составляет 440 300 человек, а число занятых жителей области не превышало 419 100 человек, из них 331 300 наемных работников. А теперь посмотрите - самостоятельно занятых павлодарцев насчитывалось 87 800 человек, непродуктивно самозанятых определили 5 990, безработных числилось 27 900, из них официально зарегистрированных - 1 100. А потому уровень официальной безработицы у нас оказался 4,8 процента - показатель лучше, чем в США. Ну а если мы к безработным прибавим так называемых самозанятых - представляете себе, какой процент выйдет? Органам социальной защиты это может только в кошмарном сне привидеться.

 Конечно, я не склонен думать, что все самозанятые - это безработные. Достаточно привести в пример неформально работающих таксистов, имеющих доходы, но ничего не отчисляющих ни в бюджет, ни в пенсионный фонд, ни в фонд медицинского страхования. И таких людей, находящихся в «серой зоне» бизнеса, у нас полно. И их не поставишь на одну доску с теми, кто реально выживает изо дня в день, но не имеет статуса безработного. А значит, их просто надо легализовать, пусть и самыми драконовскими способами.

 А почему складывается это недопонимание - кто есть кто на рынке труда? Да потому что у нас до сих пор нет официального, закрепленного законодательно определения - кого относить к самозанятым. Пока неофициально к ним относят тех, кто не зарегистрирован официально как работающий, кто не платит налоги и отчисления в пенсионный фонд, тех, кто живет без официальной зарплаты. Но тогда чем такие люди отличаются от безработных? Просто различные чиновничьи уловки по делению на некие категории самозанятых позволяют не включать в отряд безработных очень многих действительно не имеющих работы и доходов людей. Получается, у нас тысячи людей, если так выразиться, в смысле трудоустройства «висят в воздухе», их как будто нет, они самозанятые - и все тут. Живут же как-то, ну и ладно...

 Сейчас очень многие эксперты опасаются, что поручение Президента опять заволокитят на чиновничьем уровне и ограничатся введением с 1 января единого платежа самозанятых в размере 2410 тенге. Так легко можно будет избавиться от неудобной статистики, раз после первого платежа человек уже будет считаться формально занятым. Но нужно ведь совсем другое - создание новых рабочих мест. Даже в нашей области еще с прошлой осени сельские акимы в районах ходили по дворам и настоятельно рекомендовали зарегистрировать обычные сельские подсобные хозяйства - пара коровенок и огород - в качестве индивидуальных предприятий. А люди на самом деле не заняты - велик ли доход от пары буренок и огорода во дворе? Разве что обеспечить семью едой - и только. Не у всех, конечно, так, но у многих. Так кому мы пытаемся таким образом пускать пыль в глаза?

 Ну и еще один вопрос. Хорошо, заставим мы платить всех самозанятых, статус которых на государственном уровне не определен, эти самые 2410 тенге в месяц, может быть, последние деньги в семье. Сколько из них пойдет в пенсионный фонд? Аж 960 тенге! То есть около 11 тысяч тенге в год,

 за десять лет немногим больше 100 тысяч накопится, а к пенсии - от силы тысяч 300. Значит, человек сможет рассчитывать преимущественно на базовую пенсию, плюс небольшие средства (если получится) от солидарной пенсии, и эти самые 300 тысяч, разбитые по месяцам. Значит, введение единого платежа должно, если мыслить государственно, становиться лишь первым шагом на пути вовлечения безработного или самозанятого, что нередко одно и то же, в трудовые отношения. Да, органами соцзащиты такая работа из года в год ведется, принимаются программы содействия занятости, десятки тысяч людей ежегодно проходят обучение профессиям, трудоустраиваются. Но, судя по статистике самозанятых, именно в этом сегменте у нас слабое место.

 Помнится, еще в 2016 году аким области Булат Бакауов поручил усилить работу по развитию и объединению личных подсобных хозяйств жителей села в кооперативы, развивать деревенский бизнес, в том числе через микрокредитование, легализовать в хозяйствах, использующих государственные субсидии, труд наемных работников, а значит, и легализовать работу так называемых самозанятых граждан. Эти задачи ставились прежде всего перед областными управлениями сельского хозяйства и координации занятости и социальных программ. В последние годы в областном акимате довольно часто рассматривали в том числе и вопросы обеспечения занятости сельского населения, использования потенциала личных подсобных хозяйств.

 И делается вроде бы немало, ведь вовлечение безработных и самозанятых граждан в активные меры занятости обеспечивается областным Комплексным планом содействия занятости населения. Но постоянных мест, несмотря на все усилия, создается все-таки не так уж много. Это и есть главная проблема села - сезонная занятость населения, обусловленная самим характером крестьянского труда.

 Хотя формы вовлечения граждан в занятость и их поддержка со стороны государства могут быть разными. Например, в рамках развития инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства в сельских населенных пунктах реализуются сотни проектов, ежегодно здесь создается около полутора тысяч рабочих мест, в том числе и для участников «Дорожной карты занятости-2020». Но главный упор, наверное, надо делать на развитие бизнеса, прежде всего на селе, так как именно в селе числится самый большой отряд самозанятых - читай безработных.

 Сегодня стимулирование предпринимательской инициативы осуществляется в селах со средним и высоким потенциалом развития, в основном микрокредитами на организацию или расширение собственного дела. Практикуется организация на базе личных подсобных хозяйств мелкотоварных производств, в комплексе с пунктами заготовки и реализации сельскохозяйственной продукции. Аким области не раз подчеркивал, что это довольно перспективное направление, которое обязательно нужно развивать.

 Да и в управлении координации занятости и социальных программ вроде бы тоже понимают, что один из главных вопросов - это так называемая формализация самостоятельно занятых граждан. То есть самозанятые должны трудиться легально. Но тогда мы опять возвращаемся все к тому же вопросу: кого считать законодательно признанными самозанятыми? Ведь иначе это понятие чиновники смогут толковать так, как им будет угодно. Правда, их разделили для отчетности на продуктивно занятых и непродуктивно занятых. Но это сути дела не меняет.

 Пытались решать проблему через совершенствование системы оказания социальной помощи, внедрили так называемую обусловленную социальную помощь, предполагающую переход от безусловной формы адресной поддержки к принципам взаимных обязательств. Где-то это хорошо пошло, где-то не очень, но в корне проблемы опять же не решает. Вдобавок на сельском рынке труда наблюдается уменьшение численности рабочей силы. И именно для стимулирования дальнейшего развития предпринимательства на селе, открытия новых производств, создания эффективных постоянных мест внесены изменения в программу «Дорожная карта занятости-2020». Увеличен срок микрокредитования на организацию или расширение собственного дела в животноводстве, увеличена сумма микрокредита на организацию мелкотоварных производств.

 Все это так, но пока, как может показаться, мы пытаемся просто латать дыры, потому что положение с самозанятыми меняется в лучшую сторону крайне медленно. Может быть, поэтому и удобно до поры до времени не иметь четкого определения, законодательного - кто же он такой, самозанятый, и что с ним, бедолагой, делать?

 

По материалам Звезда Прииртышья