16
Вт, апр

Условия для туризма есть, но надо развиваться

20 июля на горнолыжном курорте Шымбулак состоялся традиционный международный горный форум, собравший более 150 участников


20 июля в рамках III Международного горного спортивного фестиваля International Mountain Sports Festival на горнолыжном курорте Шымбулак близ Алматы состоялся традиционный международный горный форум, собравший более 150 участников – ведущих специалистов отрасли, работников турагентств, гидов, спортсменов, экологов, студентов, представителей малого и среднего бизнеса.
Как сказал в своем Послании народу Глава государства, «нужно усилить управление общественным здоровьем, пропагандируя здоровый образ жизни».
В решение поставленной Президентом задачи свой вклад вносит и Международный горный спортивный фестиваль International Mountain Sports Festival. Мероприятие проходит уже в третий раз, и в этом году темой встречи стали «Механизмы развития горного туризма и массового спорта в Алматы: сегодня и завтра». Участники и гости форума обсудили развитие глобального рынка горного туризма, роль и место Алматы на этом рынке, влияние туристической отрасли на развитие экономики города и региона, а также проблемы и барьеры, с которыми в процессе своей работы вынуждены сталкиваться игроки отрасли.
Заместитель акима Алматы Асель Жунусова озвучила некоторые статистические данные, иллюстрирующие развитие туризма.
Так, на долю Алматы приходится пятая часть всех посещений, включая поездки внутри страны, и 40% визитов зарубежных гостей. На протяжении последних трех лет количество туристов, приезжающих в город, росло на 14% в год, а в прошлом году благодаря проведению Универсиады был зафиксирован рост на 20%. В период с января по май 2018 года через аэропорт южной столицы прибыли 232 тыс. иностранных туристов, что на 20% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Результаты проведенного среди казахстанских и иностранных туристов опроса свидетельствуют, что 60% иностранных туристов выбирают Алматы ради экотуризма, а 55% казахстанских туристов больше привлекает наличие активностей и развлечений. Сочетание первозданной природы и мегаполиса с его современными развлечениями является одной из уникальных особенностей нашего города. Наблюдается рост интереса к Алматы на мировой платформе TripAdviser: за два года количество просмотров микросайта Алматы увеличилось в 140 раз, его посещают преимущественно граждане России, США, Великобритании, Индии, Германии. Заметен большой интерес к экотуризму. Акимат Алматы совместно с Иле-Алатауским национальным парком, коллегами из Алматинской области, компанией «Казахтуризм» начал работу над мастер-планом по развитию горного туризма. Он предусматривает появление новых горнолыжных курортов, обустройство горных маршрутов до хайкинга и трекинга общей протяженностью более 500 км.
Данные официальной статистики подтвердили представители бизнеса. По словам вице-президента по маркетингу и продажам национального авиаперевозчика Ричарда Леджера, летом 2017 года количество туристов по сравнению с предшествующим годом увеличилось на 17%. Но проблема в том, что гости из-за рубежа редко приезжают в Казахстан не в деловую поездку или не для визита к родственникам. Из 6,5 млн иностранных туристов, посетивших нашу страну в 2016 году, только 50 тыс. приехали, чтобы провести здесь отпуск.
По мнению эксперта, ключевая проблема казахстанского туризма – в недостаточной дистрибуции продукта на международном рынке. «Когда пользователь заходит на туристический портал, например, Австралии, он получает не только полную информацию о местных достопримечательностях, но и список туроператоров, которые работают на домашнем рынке потенциального туриста. На сайте Kazakhstan.org он тоже видит информацию о достопримечательностях и форму с просьбой отправить e-mail. А иностранцы не будут писать письмо, им нужны партнеры с местных рынков. Турист, который ничего не знает о Казахстане, вряд ли захочет провести здесь две недели, не зная точно, что его ждет», – считает Ричард Леджер.
С тем, что Казахстан не в полной мере использует потенциал своих туристских объектов, согласен и генеральный директор горного курорта Шымбулак Ержан Еркинбаев. До проведенной в 2010 году реконструкции в выходной день курорт посещали 1000 человек, сейчас каждую субботу и воскресенье на Шымбулак приезжают в высокий сезон до 15 000 человек. Ежегодно количество посетителей растет, в этом году уже достигло 600 тыс. человек.
Он затронул вопрос доступности пеших горных маршрутов не только для подготовленных людей, но и для представителей маломобильных групп – людей с ограниченными возможностями, родителей с маленькими детьми.
Вице-президент Казахстанской ассоциации въездного и внутреннего туризма KITA, руководитель проекта экстремального туризма ACT Adventure Анатолий Савичев рассказал, что горные районы Алматинской области могут похвастаться не только горнолыжными трассами, но и маршрутами для конных групп, местами, подходящими для полетов на параплане, для любителей велоспорта и езды на квадроциклах. Туристам-любителям в районе ущелий Шымбулак и Малое Алматинское доступно около 15 вариантов круговых походов одного дня, маршруты для альпинистских восхождений, такие ресурсы есть не у всех горных систем. Безопасность – важнейший из элементов, необходимых для того, чтобы иностранный турист доверял нашим горам и курортам. У нас можно внедрить систему продажи полисов онлайн и в кассах горнолыжных курортов, но пока нет адекватных систем страховки туристов», – считает Анатолий Савичев. Очень важна регулярная организация семинаров и практических тренингов по безопасности для местных туристов, ведь чем больше навыков будет иметь местный турист, тем более безопасно иностранные гости будут чувствовать себя в наших горах.
В ходе пресс-конференции, состоявшейся в рамках форума, казахстанские и зарубежные спикеры ответили на вопросы СМИ. Представители казахстанской индустрии туризма и ассоциаций, специализирующихся на развитии активных видов спорта, выразили готовность поддержать акимат Алматы в организации мероприятий, способствующих популяризации горного туризма и активных видов отдыха.

Подготовлено Литер (Алматы)