С 2020 года в Казахстане заработает обязательное социально-медицинское страхование. Залог успеха этой реформы - наличие квалифицированных кадров. Пациент, отчисляющий страховые взносы, должен получать качественные услуги, а не часами выстаивать в очередях и посещать тех же неграмотных врачей. И чиновники обещают, что уровень медуслуг в стране повысится
Сегодня львиная доля официальных жалоб казахстанцев приходится на качество медицинских услуг и прежде всего на непрофессионализм и порой даже хамское отношение людей в белых халатах. Это только в сказке "Всех излечит, исцелит добрый доктор Айболит!", в реальной жизни дела обстоят намного хуже. В этой связи возникает вполне резонный вопрос - для чего платить страховые взносы, если качество медицинских услуг останется прежним?
В Послании "Новые возможности развития в условиях Четвертой промышленной революции" глава государства подчеркнул важность обеспечения качества подготовки медицинских кадров. В то же время люди сталкиваются с парадоксальными ситуациями. К примеру, выделяют огромные средства на покрытие кадрового дефицита, выпускают молодых специалистов, но они покидают государственные клиники, проработав год или чуть больше, во многом из-за низкой заработной платы.
Будущие врачи, обучавшиеся значительно большее время, чем студенты по другим специальностям, не могут претендовать на конкурентоспособные зарплаты.
Между тем качество медицинских услуг напрямую зависит от квалификации медперсонала. Сейчас система здравоохранения нуждается в формировании особого рынка труда, в том числе в качественных прогнозах по восполнению кадровых ресурсов, пересмотре вопросов подготовки специалистов с высшим и средним медицинским образованием и повышении требований к качеству профессионального образования.
Оценка знаний врачей, среднего медицинского персонала, резидентов и профессорско-преподовательского состава показывает невысокие результаты. В целях повышения уровня квалификации преподавателей создали центр трансферта инновационных технологий на базе Карагандинского государственного медицинского университета, пересмотрели программы подготовки и повышения квалификации, готовят тренеров по развитию коммуникативных навыков и менеджеров медицинского образования, совершенствуют систему оценки знаний и навыков.
Также в медвузы в качестве профессоров кафедр привлекают зарубежных специалистов. Утвердили новые стандарты для медицинских кадров по всем специальностям. В рамках подготовки врачей общей практики в два раза увеличили часы по педиатрическому компоненту. Для повышения качества обучения среднего медицинского персонала усилят квалификационные требования, предъявляемые при выдаче государственной лицензии на образовательную деятельность. Также сократят количество медицинских колледжей по результатам проведения их государственной аттестации.
В целях повышения качества медицинского обслуживания детей до шести лет и снижения нагрузки на врача общей практики с 2255 до 1500 пациентов прикрепленного населения проводят работу по восстановлению педиатрических участков. В целом по республике их потребность составляет 3417. В 2018 году с учетом выпуска интернов-педиатров появится 230 участков, а с 2019 по 2024 год - более 500 ежегодно. Таким образом, к 2024-му планируют обеспечить стопроцентную потребность в педиатрических участках.
Также в Казахстане создали Обсерваторию кадровых ресурсов, которая занимается разработкой и внедрением методик эффективного прогнозирования и планирования кадровых ресурсов здравоохранения, а также открыли географически удаленный офис Всемирной организации здравоохранения по первичной медико-санитарной помощи на базе Каз-НМУ имени С.Д. Асфендиярова.
Это создаст условия для обучения не только местных кадров, но и специалистов всего Европейского региона ВОЗ, будет содействовать улучшению подготовки и переподготовки кадров ПМСП с привлечением экспертов международного класса. Разработали Национальную корпоративную политику управления кадровыми ресурсами здравоохранения, нацеленную на снижение риска неспособности оказывать высококачественные, доступные услуги в достаточном объеме согласно потребности населения и повышение эффективности управления кадровыми ресурсами.
В связи с этим Казахстан привлекает в качестве стратегических партнеров лучшие университеты США, Италии, Швеции и Польши. Кроме того, в целях мониторинга и рационального использования кадрового потенциала здравоохранения создают профессиональный регистр кадровых ресурсов здравоохранения, который охватит всех профессионально активных специалистов.
В перспективе в Казахстане поэтапно внедрят интегрированные модели оказания медпомощи по основным социально значимым, неинфекционным заболеваниям, влияющим на демографию населения страны (острый инфаркт миокарда, инсульт, злокачественные новообразования, травмы, беременность и родовспоможение).
Также создают платформу информатизации и интероперабельности здравоохранения на основе ряда международных и казахстанских стандартов электронного здравоохранения, которая обеспечит внедрение электронных паспортов здоровья для всех граждан республики, личного кабинета пациента и работника здравоохранения, единого хранилища данных здравоохранения.
Как мы уже сказали, в государственной медицине большая текучесть кадров происходит по причине невысоких зарплат. Кроме того, несмотря на то что государство выделяет достаточное количество грантов для бесплатного обучения на медицинские специальности, выпускники, которые не несут никаких обязательств, стараются найти работу в городах. В этой связи в Казахстане предлагают вернуться к советской практике, когда врачи, обучившиеся за счет государства, обязаны какое-то время отработать по распределению в регионах.
Таким образом, власти намерены ликвидировать дефицит кадров, а выпускник медвуза получит практические навыки для дальнейшей специализации.
Новое поколение (Алматы), № 78 (1737), 17.07.2018