Еще в прошлом году автовладелец без «красной бумажки» на дороге считался «уклонистом» от обязательного страхования автовладельца и подлежал административному штрафу.
С 1 января 2019 года автовладелец не обязан предъявлять сотруднику дорожной полиции какое-либо подтверждение наличия страховки. Теперь «красные» и прочие бумажки вообще утратили законом закрепленный статус документа, обязательного к предъявлению при проверке транспортного средства на дороге. При этом обязанность страховать свою ответственность с автовладельца не снимается!
Трудно поверить, что еще неделю назад отсутствие бумажного полиса у автовладельца на дороге могло стать поводом для административного штрафа. С нового года, все договоры обязательного страхования заключаются только в электронной форме и исключают использование каких-либо копий или распечаток на бумажном носителе.
Причем, автовладельцы, которые имеют на руках действующие страховые полисы на бланках строгой отчетности («красные бумажки»), по договорам страхования, заключенных в прошлом году, могут спокойно положить этот полис дома и сохранить его на долгую память, как свидетельство «доцифровых времен» в обязательном страховании автовладельца.
В соответствии с законодательными изменениями, принятыми в июле 2018 года с 1 января 2019 года заключение договоров обязательного страхования осуществляется путем оформления страховщиком страхового полиса исключительно в электронной форме. Это означает, что при заключении договора обязательного страхования с использованием интернет-ресурса страховщика, либо в офисе страховщика, страховщик обязан обеспечить незамедлительное отправление страхователю уведомления о заключении договора обязательного страхования в виде электронного сообщения.
Страхователь получает подтверждение о заключении договора обязательного страхования из двух источников:
1. SMS сообщение от Единой страховой базы данных (ЕСБД) с номером договора страхования, которое подтверждает действительное заключение договора страхования;
2. SMS сообщение от страховой компании, которое в обязательном порядке должно содержать: ФИО страхователя, государственный номер застрахованного транспортного средства (в случае ОС ГПО ВТС) и срок действия договора страхования.
Причем страховщик, кроме обязательной информации, предусмотренной нормативными актами, вправе добавить и дополнительную информацию, которая может включать, к примеру, уплаченную сумму страховой премии, перечень всех застрахованных, телефон колл-центра или аварийного комиссара, к которому можно обратиться в случае ДТП и что-то еще, что сочтет необходимым для своего клиента.
Обязательное оформление договора в электронной форме относится только к договорам обязательного страхования, при этом страховые полисы по договорам вмененного и добровольного страхования оформляются в бумажной форме на бланке страховщика и (или) в электронной форме.
Во избежание негативных последствий параллельного использования бумажного и электронного вариантов страховых полисов, Национальный Банк РК сообщил о необходимости оформления с 1 января 2019 года страховых полисов по обязательным видам страхования, виды, порядок и условия которых устанавливаются отдельными законодательными актами, регулирующими обязательные виды страхования, только в электронной форме, без оформления и выдачи (распечатки) страхового полиса на бланке страхового полиса.
Теперь при проверке документов автовладельца сотрудниками дорожной полиции наличие действующего страхового полиса сотрудник ДТП будет устанавливать самостоятельно через запрос в ЕСБД. Ну, а если действующего договора обязательного страхования в ЕСБД не окажется, то автовладелец может пенять только на себя, поскольку в этом случае штрафа ему не избежать.
К слову сказать, при действующей системе электронной формы договоров страхования, автовладельцу, у которого нет действующего договора страхования, будет трудно договориться с сотрудником дорожной полиции по поводу того, чтобы он «закрыл глаза» на отсутствие страховки, поскольку любой запрос в ЕСБД по поводу наличия договора страхования при его отсутствии будет автоматическим приводить к административной ответственности автовладельца.
Подготовлено порталом Allinsurance.kz