23
Пн, дек

Тарифы ГПО автовладельцев в Казахстане будут изменены


В Казахстане 10 лет не меняли тарифы обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств.

Страховщики ратуют за повышение тарифов, утверждая, что стоимость нынешних полисов не соответствует современным реалиям. «Къ» побеседовал с представителями страховых компаний и взвесил их шансы на перемены в этом виде страхования.

Тарифы ГПО владельцев транспортных средств меняются на законодательном уровне. Именно парламент решает, строит ли вносить изменения в закон «Об обязательном страховании ответственности владельцев транспортных средств». Последний раз депутаты и сенаторы согласились на изменения из-за обилия мошеннических схем на этом рынке. Дело в том, что до 2008 года почти половина владельцев машин покупали поддельные полисы. Причем водители не всегда знали, что приобретают страховую защиту у аферистов. Во избежание подобных действий была создана комплексная база данных, в которую была включена информация о действующих договорах страхования.

Кроме того, поправки в законе изменили тарифы ГПО автовладельцев. Если раньше размер премии страховщика зависел от объема двигателя и территории регистрации транспортного средства, то с 2008 года на стоимость полиса начали влиять возраст и стаж водителя, срок эксплуатации транспортного средства и наличие страховых случаев по вине автовладельца. Стоит отметить, что тогда автогражданка выросла в цене, но не настолько, чтобы стать неподъемным грузом для автолюбителей.

Согласно отчету Национального банка Казахстана, страховые премии ГПО ВТС за 8 месяцев этого года увеличились на 22,3% и составили 40,9 млрд тенге. «Тарифы последний раз в нашей стране пересматривали в 2007 году, в 2008-м они вступили в действие. Уже 10 лет прошло! В Казахстане изменился парк транспортных средств, выросло количество автомобилей», - объяснил председатель правления АО «СК «Коммеск-Өмір» Олег Ханин.
В настоящее время средний размер страховой выплаты на этом рынке составляет 374 690 тенге. Но с 2008 года страна пережила несколько девальваций. «В итоге стоимость запасных частей выросла в разы. Естественно, подорожала стоимость ремонтных работ. А страховка не подорожала, зато выплаты увеличились. При этом, хочу подчеркнуть, никто не говорит о росте стоимости страховых полисов, речь идет об оптимизации. Есть регионы, где тарифы можно понизить, например Талдыкорган. У всех страховых компаний здесь низкая убыточность», - рассказал первый заместитель председателя правления страховой компании «Коммеск-Өмір» Владимир Акентьев.
Председатель правления СК «Amanat» Ергали Бегимбетов против повышения тарифов как таковых. Страховщик предлагает ввести дифференцированный подход к самим водителям: «Нельзя повышать все тарифы, это негативно скажется на клиентах. Но можно повысить тарифы за страховые случаи. Если ты совершил страховой случай, то можно повысить тарифы. Допустим, если сейчас это 20-30%, то можно сделать, чтобы он вырос в 2 раза. Понимаете, структурно что-то должно измениться».

По данным Министерства внутренних дел РК, на 1 января 2018 года на территории Казахстана было зарегистрировано свыше 4,445 млн автомобилей. Из них 3,6 млн - легковые. «Этот автопарк включает в себя следующие типы транспортных средств: «легковушки», включая коммерческую технику массой до 3,5 т, микроавтобусы, автобусы, грузовые автомобили массой 3,5 т, прицепы и полуприцепы, мотоциклы, мопеды и прочий мототранспорт», - объяснили в Ассоциации казахстанского автобизнеса (ОЮЛ «АКАБ»). Причем, по данным этой организации, половине авто в нашей стране как минимум 20 лет и лишь 17% казахстанцев имеют машины 3-7 лет.

В Ассоциации казахстанского автобизнеса утверждают, что средняя стоимость проданных автомобилей в автосалонах превышает 8,554 млн тенге. «Причиной формирования среднего чека на таком уровне является значительный рост продаж и увеличение доли в продажах таких автомобилей, как Toyota Camry, Hyundai Tucson, Toyota LC Prado, Hyundai Creta и другие», - поделились в ОЮЛ «АКАБ».
На фоне таких цен показатель убыточности страховщиков на этом рынке кажется более чем скромным - 7,6%. «В 2007 году была одна статистика. Самый дешевый регион тогда был Шымкент с Туркестанской областью. Там коэффициент 1, самый дорогой регион - Алматы с коэффициентом 2,96, в Астане этот показатель равен 2,67. Но за это время Шымкент стал городом республиканского значения и самым убыточным городом по ГПО. Средняя премия там 5-6 тыс. тенге», - привел статистику Владимир Акентьев.

«Основными донорами ГПО автовладельцев являются Алматы, Атырау, Актау. Это города, где самая низкая убыточность. Наша ситуация показывает, что самая высокая убыточность в Астане, Южном Казахстане, Караганде и Восточно-Казахстанской области. Мое субъективное мнение, что в этих регионах пора поднимать тарифы. Каждый житель Алматы, Атырау, Актау переплачивает за другие регионы», - поддержал коллег Ергали Бегимбетов.
Все помнят, что в этом году были приняты поправки в ряд законодательных актов, касающихся рынка страхования. Но мимо прессы и общественности прошла информация о том, что Нацбанк со следующего года вводит поправки и в класс страхования ГПО ВТС. Так, вырастут лимиты ответственности страховщиков. Кроме того, если сейчас полис действителен до первого страхового случая, то через несколько месяцев он будет защищать автовладельца весь календарный год. «У некоторых страховых компаний коэффициент убыточности всего 21%. Для них тарифы очень хорошие, так как маржа составляет 70%. Если говорить о нашей страховой компании, то маржа всего 49%. Мы входим в топ-3 СК, которые выплачивают все своим клиентам. Тут три выхода: либо плохо обслуживать клиента, либо повышать тарифы, либо просто сдадим лицензию ГПО в Национальный банк», - поделился планами глава СК «Amanat».

Стоит отметить, страховщики не тянут на себя одеяло. Они уверены, что если будет принято решение по оптимизации тарифов, то и лимиты выплат нужно увеличить. «Я очень рад, что лимит по здоровью и ущербу подняли с 1 до 2 тыс. МРП, но я бы поднял до 5 тыс. Ведь жизнь бесценна! По физическому ущербу машине лимит поднят до 600 МРП. Сейчас очень дорогой автопарк, и, конечно, этот лимит тоже надо повышать», -высказал свою точку зрения спикер.

Скромные выплаты и стоимость страховок - не единственная проблема этого рынка. Так, заместитель председателя правления страховой компании «Коммеск-Өмір» уверен, что разработчики поправок 2007 года допустили стратегическую ошибку. «Автомобилям городов-спутников Алматы дали коэффициент Талдыкоргана, но машины из Капшагая, Талгара ездят по улицам Алматы и здесь попадают в ДТП. Согласно цифрам МВД, от 200 тыс. до 250 тыс. автомашин каждый день въезжает в город. По нашим подсчетам, страховщики теряют несколько миллиардов тенге в год на таких ДТП», - отметил г-н Акентьев.

Ергали Бегимбетов нашел другую оплошность в поправках. В настоящее время самые высокие тарифы ГПО владельцев транспортных средств у юридических лиц - они платят в 2 раза больше, чем «физики». А 10-летняя статистика СК показала, что наемные водители практически не попадают в аварии. «Получается, что рынок физических лиц дотируется за счет юридических. Этот пробел надо устранять. Однако я бы рассмотрел повышение тарифов компаниям, занимающимся пассажирскими перевозками. Это таксомоторные, автобусные, троллейбусные компании. Мы страхуем одного из крупнейших перевозчиков Алматы ТОО «Green Bus Company». Каждый день страховые случаи! Благо, что компания проблемы большинства ДТП пытается решить сама, но когда убыток высокий, они обращаются к нам», - поделился подробностями председатель правления СК «Amanat».
Поправки 2007 года были своевременны и изменили рынок, но сейчас они устарели. Поэтому концепция основы новой системы расчета тарифов уже разработана. Над документом работали страховщики, актуарии и другие участники рынка. «В настоящее время готовится техническое задание. Документ представят не только страховые компании, но и Национальный банк, Общество актуариев, ассоциации страховщиков и финансистов», - заключил Олег Ханин.

По оценкам экспертов, на разработку нового документа у страховщиков уйдет минимум год, столько же, наверное, продлятся обсуждения в парламенте. Как бы то ни было, 10-летние поправки устарели, и, учитывая стремительные изменения на страховом рынке, застой в классе ГПО владельцев транспортных средств способен серьезно притормозить развитие страховых услуг.

Источник Курсивъ (Алматы)