О недостающем компоненте реформы ОСМС рассказал эксперт в сфере политики и финансирования здравоохранения Али Нургожаев, сообщает Forbes Kazakhstan.
Как известно, система обязательного медицинского страхования (ОСМС) и Фонд медицинского страхования ответственны за финансирование текущих расходов на оказание медицинской помощи в Казахстане. Капитальные затраты, или инвестиции – забота министерства здравоохранения, региональных управлений, АО «Казмедтех» и других квазигосударственных структур. Тем не менее успех реформы в целом напрямую зависит от организации управления медицинской техникой на всех уровнях, от министерства до клиник.
Любой частный инвестор тщательно оценивает инвестиции. Пришло время заняться этим и государству. Представляется полезным ввести обязательный расчёт рентабельности установки медицинской техники в государственных медицинских организациях с последующей ежегодной сверкой с фактически достигнутыми показателями. Предложение касается как закупа медтехники за счёт бюджета, так и проектов в формате ГЧП, где на сегодняшний день оценка рентабельности зачастую проводится лишь для того, чтобы заполнить соответствующий раздел инвестиционного предложения.
Это не означает, что нерентабельную медтехнику не надо устанавливать. Все мы понимаем, что у государства есть социальная функция, государственные тарифы на медуслуги низкие, в стране дефицит платёжеспособного спроса, поэтому рентабельность большей части оборудования под вопросом.
Предлагаемая мера будет способствовать решению следующих задач
Первое. Повышение обоснованности заявок клиник на закуп медицинской техники. Сегодня, утрированно, заявка клиник в управление здравоохранения выглядит примерно следующим образом: «Новейшая -скопическая стойка позволяет осуществлять широкий спектр -скопических операций на органах малого таза. Наши специалисты прошли соответствующую стажировку за рубежом и утверждают, что потребность по городу составляет Х операций в год». Следует простимулировать переход к более деловому подходу: «На этой стойке можно проводить операции с кодами МКБ-9 (перечисление). Верхняя оценка потребности по городу, в соответствии с зарубежными исследованиями, составляет S1 операций в год. Нижняя оценка, на основании анализа наших пациентов, составляет S2 операций в год. Для полного возврата инвестиций за Y лет, помимо ГОБМП, необходимо проводить S3 операций в год по цене P, в том числе мы планируем привлечь T медтуристов из стран ближнего зарубежья». В таком формате оценка рентабельности медицинской техники становится катализатором внедрения современного учёта в клиниках, составления рабочих бизнес-планов, развития платных услуг, продвижения медтуризма и формирует основу для уточнения тарифов.
Второе. Исключение убыточных проектов. При бизнес-ориентированном рассмотрении могут обнаружиться не столь выгодные, как это заявляется, ГЧП-проекты. Есть основания полагать, что часть разрабатываемых сегодня инвестиционных предложений требуют более тщательной финансовой оценки. Следует помнить, что частный партнёр максимально точно просчитывает свою выгоду. Если расчёт, проводимый государством, не столь хорошо проработан, почти наверняка государство останется в проигрыше.
Третье. Обеспечение сопоставимости данных об использовании медтехники по стране с последующей аналитикой.
Четвёртое. Информация для долгосрочного планирования размещения производственных сил. Сегодня эти планы известны как Единые перспективные планы развития сети, или мастер-планы, однако эти документы пока не имеют достаточной основы в виде финансовых данных.
Пятое. Формирование статистической базы для расчёта амортизации с последующим включением её в государственные тарифы.
В целом предлагаемая мера представляет собой неотъемлемую часть модели ОСМС, способствующую становлению эффективной и прозрачной системы, базирующейся на принципе информированного принятия решений.