22
Пт, нояб

Что ждет казахстанский рынок онлайн страхования в 2019 году?

При всех плюсах онлайн-страхования потребуется время, чтобы оно получило широкую популярность у населения. Страховщики рассказали, как будет работать онлайн-страхование с 2019 года и какие изменения уже пришли на рынок автострахования.

 

Президентом подписан Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам страхования и страховой деятельности, рынка ценных бумаг». Одним из самых ожидаемых изменений стала возможность приобретения онлайн-полиса через сайты компаний. По словам председателя правления страховой компании «Коммеск-Өмір» Олега Ханина, онлайн-страхование вводится с 1 января 2019 года, до этого времени будет действовать печатная форма договора ОС ГПО ВТС.

Исполнительный директор СК «Евразия» Шакир Иминов предполагает, что процедура покупки онлайн-полиса будет выглядеть так: клиент заполняет форму на сайте страховой компании, осуществляет расчет стоимости полиса с помощью страхового калькулятора, отправляет заявку, а также ознакомляется с правилами электронного страхования. После согласия с условиями договора клиент оплачивает услугу банковской картой. «При успешном оформлении и покупке электронного полиса ОГПО ВТС страховщик отправляет клиенту на почту файл в формате PDF, подписанный электронной подписью. То есть теперь клиент компании при покупке ОГПО ВТС не получает никаких документов в бумажном виде и электронный полис является полноценным подтверждением, что ответственность водителя застрахована», – рассказал г-н Иминов.

Новшества в ГПО ВТС

К слову, согласно изменениям, внесенным в Закон РК «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств», по всем договорам страхования с датой начала от 15 июля 2018 года договор страхования не прекращает свое действие при наступлении первого страхового случая, при этом страховая сумма не уменьшается, поделился Олег Ханин. Договор будет действовать все 12 месяцев. Влияние этой нормы на рынок зависит от каждой отдельной компании.

«Поскольку страховой бизнес диверсифицирован и страховщики занимаются разными классами страхования, влияние данной нормы каждая страховая компания будет оценивать самостоятельно. Возможно, эта мера в дальнейшем повлечет повышение тарифов по этому классу», – пояснил Олег Ханин.

Указанная норма распространяется только на обязательное страхование ГПО ВТС. В страховой компании Amanat отметили, что по другим классам страхования не предусматриваются подобные изменения.

«По остальным видам обязательного страхования условия о действии договора страхования остались прежними и устанавливаются согласно отдельным законам, регулирующим соответствующий вид обязательного страхования. По добровольным видам страхования условия о действии договора страхования определяются соглашением сторон», – рассказали в компании.

Другие классы

Несмотря на то, что с января будущего года все договоры по обязательным классам страхования будут заключаться в электронной форме, добровольные классы останутся в бумажном виде. «Требования по онлайн-заключению договоров страхования распространяются на все девять классов обязательного страхования, по добровольным видам требований нет, есть право страховой компании предоставлять электронные договоры страхования», – рассказал Олег Ханин.

Специалисты компании Amanat пояснили, что по добровольным видам страхования виды договоров, которые можно будет заключить в электронной форме, будут определяться страховщиками на основании правил страхования, размещаемых на интернет-ресурсе.

При этом по обязательным видам стоимость не увеличится, более того, при покупке электронного полиса страховщик вправе предоставить клиенту скидку не более 10%.

Техническая готовность сайтов

В настоящее время компании готовятся к внедрению электрополиса, развивают информационные системы, в частности готовят личный кабинет страхователя, где клиент может просмотреть свою историю страхования. Что касается расходов на нововведения, то существенными они не будут.

«Скорее всего, информационные платформы и программное обеспечение останутся прежними. Так как договор страхования будет заключаться путем обмена электронными документами и существовать в бездокументарной форме, то изменения коснутся больше технологических и интеграционных процессов. Также страховая компания должна предоставить возможность оплаты страховой премии через свой корпоративный интернет-ресурс», – поделился Олег Ханин.

В «Коммеск-Өмір» полагают, что услугой начнут пользоваться в основном в крупных городах. «Многие клиенты по-прежнему будут приходить в офисы за подтверждением о страховании – здесь можно провести аналогию с авиабилетами, то есть необходимо определенное время, чтобы онлайн-страхование стало массовым. В 2015 году, когда в России ввели онлайн-страхование, им воспользовались менее 1% от общего числа застрахованных автовладельцев. В 2017 году этот показатель уже вырос до 20%», – резюмировал Олег Ханин.

В СК «Евразия» также не ожидают, что в первое время онлайн-сегмент обретет большую популярность, поскольку даже в процессе оформления автовладельцы могут столкнуться с техническими сбоями. «На наш взгляд, на совершенствование данной системы потребуется еще несколько месяцев. Ориентировочно, через три-пять лет, думаю, мы увидим фундаментальный прорыв в этом канале продаж», – заключил Шакир Иминов.

Ольга КУДРЯШОВА, Курсив