05
Вс, мая

Новую модель обязательного медицинского страхования презентуют в 2015 году

картинка с сайта радиоточка.кзФинальная версия проекта концепции обязательного медицинского страхования (ОМС) будет презентована правительству в первой половине 2015 года.

На этот раз министерство здравоохранения и социального развития РК обещает учесть все ошибки первого опыта. По мнению же известного казахстанского адвоката, члена совета палаты налоговых консультантов РК Жангельды Сулейманова, разработчикам необходимо тщательно продумать не только возможность предотвращения случаев хищения средств фонда, но и учесть другие факторы.

«У нас имеется печальный опыт ФОМСа, когда руководитель фонда сбежал с его деньгами, – констатирует адвокат. – Думаю, сегодня это маловероятно, потому что, в отличие от 90-х годов, система контроля за деятельностью различных фондов улучшилась в разы. Но, конечно, в любом необходимо продумать не только случаи хищений средств фонда, но и их сохранности от других факторов, таких как нецелевое использование или неудачное инвестирование». 

По его мнению, фонд должен быть формироваться за счет средств и граждан, и работодателей и государства. При этом, соотношение должно быть примерно следующее: взносы работников – 20%, работодатели – 30%  и государство – 50%.  

«Медицина, как и образование, это наиболее социально-значимые сферы для любого цивилизованного государства, которому никак нельзя самоустраниться от этих сфер, – считает Жангельды Сулейманов. – Мировая практика подтвердила эффективность страховых систем в плане улучшения качества медицинских услуг, но при наличии качественной системы здравоохранения. В нашем случае само по себе введение обязательного страхования не сможет резко повлиять на казахстанское здравоохранение. Для этого нужны ряд факторов, в первую очередь, четкое и обоснованное регулирование деятельности медицинских учреждений. Но, по моему мнению, введение такой системы преждевременно, так как еще не созданы надлежащие условия, а именно, необходимо повысить уровень медицинского обслуживания хотя бы приближенным к мировому».  

В свою очередь, первый заместитель председателя правления страховой компании «Коммеск-Өмiр» Владимир Акентьев отмечает, что если бы в системе ОМС принимали участие страховые компании, то они вели бы некую селекцию медицинских учреждений в зависимости от качества предоставляемых услуг застрахованным лицам. 

«В предлагаемой модели обязательного медицинского страхования участие страховых компаний не предусматривается, пока она обсуждается в рабочих группах, – констатирует представитель «Коммеск-Өмiр». – У страховщиков в этой области уже наработан опыт по добровольному медицинскому страхованию. Когда от клиентов поступают обоснованные жалобы на клинику, то страховая компания в дальнейшем исключает ее из своей сети медицинских учреждений, с которыми заключен договор на предоставление медицинских услуг».

ОМС же призвано обеспечить всем гражданам равный доступ к получению медпомощи в объеме и на условиях, соответствующих его программам.

 
«Гражданам должна быть предоставлена возможность выбора медицинских организаций, благодаря чему могут быть созданы стимулы для развития конкуренции между поставщиками медицинских услуг, мотивации среди медицинского персонала. Возможно, при таком подходе эффективность системы здравоохранения повысится», – говорит Владимир Акентьев. 
 
По его словам, пока неизвестно, каким будет наполнение программ страхования и перечень медицинских услуг, оказываемых в рамках ОМС. Нет информации и о том, будут ли включены в покрытие хронические заболевания, лимиты на стоматологические услуги и лекарственные препараты. Что касается тарифов по ОМС, то, по словам Владимира Акентьева, ранее речь шла о 3% отчислений. «Возможно, поступят другие предложения, – предполагает первый зампред правления. – Об эффективности данного тарифа судить сложно. Например, тарифы по добровольному медицинскому страхованию в среднем по страховому рынку составляют 4-5%». 
 
Представитель «Коммеск-Өмiр» отмечает, что в нашем случае наиболее оптимальной была бы германская модель (Бисмарка) по организации медицинского страхования, когда финансирование идет из трех источников: за счет взносов работодателей, работников и государственного бюджета. 
 
«Данная модель базируется на принципе профессиональной солидарной ответственности, когда страховые фонды аккумулируют социальные отчисления из заработной платы, из которых затем осуществляются страховые выплаты. Обеспечением медицинской страховкой малообеспеченных слоев общества занимается государство, реализуя программы социальной помощи», – резюмирует Владимир Акентьев. 
 
По мнению же исполнительного директора ассоциации по половому и репродуктивному здоровью Галины Гребенниковой, при введении системы ОМС существующий гарантированный объем бесплатной медицинской помощи (ГОБМП) не должен стать меньше.
 
«Государство, конечно же, должно принимать непосредственное участие в формировании финансовой структуры ФОМС, – отмечает она. – Ведь, обязательное медицинское страхование предполагает, что часть налогов человека пойдет на покрытие затрат по его обслуживанию в области здравоохранения. Если человек неработающий в силу разных причин, то он должен иметь гарантии со стороны государства на получение медицинской помощи, к примеру, экстренной или по программе профилактических осмотров. А это все очень затратное. Я не финансист и не экономист, рассматриваю ситуацию с позиции простого человека. Поэтому, конечно же, хотелось бы сохранить все те гарантии, которые существуют на сегодняшний день в области здравоохранения». 
 
Напомним, в 1995 году после принятия указа главы государства, имеющего силу закона, о медицинском страховании граждан в республике был учрежден специальный фонд. Работодатели отчисляли туда 3% от фонда заработной платы за своих работников. Самозанятое население должно было оплачивать взносы самостоятельно, а страхование социально уязвимых слоев населения (включая детей, студентов, безработных и пенсионеров) шло за счет платежей из бюджетов областей и города Алматы. Через некоторое время выяснилось, что фонд не в состоянии выполнить свои договорные обязательства, сотрудников обвинили в коррупции и незаконном присвоении денежных средств, а 906 миллионов 557 тысяч 840 тенге, перечисленные на счет этого института, исчезли. Исполнительного директора фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) Талапкера Иманбаева объявили в розыск. Спустя некоторое время, в 2001 году, казахстанский суд заочно признал экс-руководителя виновным в хищениях средств фонда и приговорил его к 9 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима с конфискацией имущества.
 
 
 
Источник: radiotochka.kz