02
Чт, мая

Казахстанские автолюбители чаще всего «разводят» превышение скорости

Как показал социологический онлайн-опрос Антикоррупционного комитета при ОО «Казпотребнадзор», проведенный в декабре 2012 года, чаще всего казахстанские водители «разводят» нарушения скоростного режима. Взятки за данный вид нарушения давало абсолютное большинство опрошенных автолюбителей (58,1%). Более трети респондентов (35,13%) совершали коррупционные нарушения для того, чтобы избежать ответственности за невыполнение требования ПДД уступить дорогу пешеходу или иным участникам движения. Тройку самых коррупционных нарушений замыкает нарушение сигнала светофора – 28,23%.

 

Реже всего взятки дают за управление ТС лицом, не имеющим права управлять им (7,69%) и невыполнение законного требования сотрудника дорожной полиции об остановке (7,58%). По всей видимости, данные нарушения оказались наименее коррупционными по причине того, что они совершаются сравнительно редко.

 

Место в рейтинге

 

Вид нарушений

Доля респондентов, которым выписывались официальные штрафы, %

 

Доля респондентов, дававших взятки, %

1

Превышение скорости

8,78

58,1

2

Невыполнение требований ПДД уступить дорогу пешеходам или иным участникам дорожного движения

4,29

35,13

3

Проезд на запрещающий сигнал светофора

3,99

28,23

4

Использование водителем телефона либо радиостанции

5,13

26,23

5

Нарушение правил остановки или стоянки

7,28

24,4

6

Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой

5,55

24,01

7

Управление ТС в состоянии алкогольного, наркотического опьянения

4,5

17,69

8

Управление ТС без технического осмотра

3,97

17,47

9

Выезд на сторону встречного движения

3,45

16,73

10

Уклонение от заключения договора обязательного страхования

2,07

15,31

11

Управление ТС водителем, не имеющим при себе водительского удостоверения

3,07

14,24

12

Управление ТС лицом, не имеющим права управлять им

2,66

7,69

13

Невыполнение законного требования сотрудника дорожной полиции об остановке

2,72

7,58

 

Примечательно, что по результатам опроса нарушение правил остановки и стоянки занимает второе место по объему собираемых штрафов с населения (7,28% опрошенных платили официальный штраф за данное нарушение). При этом данное нарушение только пятое в рейтинге коррупционности нарушений. Этот парадокс объясняется тем, что при данном нарушении контакты между сотрудниками дорожной полиции и водителями часто ограничены.

 

Данный пример наглядно демонстрирует тот факт, что значительный потенциал борьбы с коррупцией в органах дорожной полиции может быть достигнут за счет снижения числа контактов между полицейскими и автолюбителями, нарушающими ПДД.Современные средства фиксации нарушений ПДД, установленные на многих машинах дорожной полиции, дают уникальные возможности для снижения коррупционной базы.

 

В частности ОО «Казпотребнадзор» предлагает принципиально изменить систему выписки штрафов водителям, чьи нарушения были зафиксированы на средства видеофиксации с машин дорожной полиции. В настоящее время сотрудник дорожной полиции после фиксации нарушения останавливает водителя для того, чтобы выписать ему штраф. Благодаря этому водитель имеет возможность попытаться «договориться с сотрудником на месте». Вместо этой схемы предлагается запретить сотрудникам дорожной полиции производить остановку, а вместо этого обязать полицейских высылать штрафы по почте с фотографией, фиксирующей нарушение либо ссылкой на видеозапись в интернете, которая будет доступна для просмотра только нарушителю. Таким образом, избежать нарушения за счет дачи взятки будет практически невозможно.

 

Очевидное преимущество данного предложения в том, что оно не требует дополнительных бюджетных вливаний либо изменений в законодательстве. Его реализация позволит привлечь в бюджет государства миллионы бюджетных средств за счет снижения уровня коррупции.