Как показал социологический онлайн-опрос Антикоррупционного комитета при ОО «Казпотребнадзор», проведенный в декабре 2012 года, чаще всего казахстанские водители «разводят» нарушения скоростного режима. Взятки за данный вид нарушения давало абсолютное большинство опрошенных автолюбителей (58,1%). Более трети респондентов (35,13%) совершали коррупционные нарушения для того, чтобы избежать ответственности за невыполнение требования ПДД уступить дорогу пешеходу или иным участникам движения. Тройку самых коррупционных нарушений замыкает нарушение сигнала светофора – 28,23%.
Реже всего взятки дают за управление ТС лицом, не имеющим права управлять им (7,69%) и невыполнение законного требования сотрудника дорожной полиции об остановке (7,58%). По всей видимости, данные нарушения оказались наименее коррупционными по причине того, что они совершаются сравнительно редко.
Место в рейтинге |
Вид нарушений |
Доля респондентов, которым выписывались официальные штрафы, % |
Доля респондентов, дававших взятки, % |
1 |
Превышение скорости |
8,78 |
58,1 |
2 |
Невыполнение требований ПДД уступить дорогу пешеходам или иным участникам дорожного движения |
4,29 |
35,13 |
3 |
Проезд на запрещающий сигнал светофора |
3,99 |
28,23 |
4 |
Использование водителем телефона либо радиостанции |
5,13 |
26,23 |
5 |
Нарушение правил остановки или стоянки |
7,28 |
24,4 |
6 |
Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой |
5,55 |
24,01 |
7 |
Управление ТС в состоянии алкогольного, наркотического опьянения |
4,5 |
17,69 |
8 |
Управление ТС без технического осмотра |
3,97 |
17,47 |
9 |
Выезд на сторону встречного движения |
3,45 |
16,73 |
10 |
Уклонение от заключения договора обязательного страхования |
2,07 |
15,31 |
11 |
Управление ТС водителем, не имеющим при себе водительского удостоверения |
3,07 |
14,24 |
12 |
Управление ТС лицом, не имеющим права управлять им |
2,66 |
7,69 |
13 |
Невыполнение законного требования сотрудника дорожной полиции об остановке |
2,72 |
7,58 |
Примечательно, что по результатам опроса нарушение правил остановки и стоянки занимает второе место по объему собираемых штрафов с населения (7,28% опрошенных платили официальный штраф за данное нарушение). При этом данное нарушение только пятое в рейтинге коррупционности нарушений. Этот парадокс объясняется тем, что при данном нарушении контакты между сотрудниками дорожной полиции и водителями часто ограничены.
Данный пример наглядно демонстрирует тот факт, что значительный потенциал борьбы с коррупцией в органах дорожной полиции может быть достигнут за счет снижения числа контактов между полицейскими и автолюбителями, нарушающими ПДД.Современные средства фиксации нарушений ПДД, установленные на многих машинах дорожной полиции, дают уникальные возможности для снижения коррупционной базы.
В частности ОО «Казпотребнадзор» предлагает принципиально изменить систему выписки штрафов водителям, чьи нарушения были зафиксированы на средства видеофиксации с машин дорожной полиции. В настоящее время сотрудник дорожной полиции после фиксации нарушения останавливает водителя для того, чтобы выписать ему штраф. Благодаря этому водитель имеет возможность попытаться «договориться с сотрудником на месте». Вместо этой схемы предлагается запретить сотрудникам дорожной полиции производить остановку, а вместо этого обязать полицейских высылать штрафы по почте с фотографией, фиксирующей нарушение либо ссылкой на видеозапись в интернете, которая будет доступна для просмотра только нарушителю. Таким образом, избежать нарушения за счет дачи взятки будет практически невозможно.
Очевидное преимущество данного предложения в том, что оно не требует дополнительных бюджетных вливаний либо изменений в законодательстве. Его реализация позволит привлечь в бюджет государства миллионы бюджетных средств за счет снижения уровня коррупции.