Министерство труда и социальной защиты населения (МТСЗН) планирует пересмотреть механизм уровня прожиточного минимума, который сейчас рассчитывается исходя из стоимости корзины потребителя.
В 2025 году его хотят привязать к уровню медианного дохода, что действительно является довольно распространенной международной практикой. Величина прожиточного минимума является базой для определения всех основных пособий, а также черты бедности, влияющей на размер основного инструмента по борьбе с бедностью – адресной социальной помощи. Мы считаем, что, в то время как изменения необходимы, перед их введением нужно проследить, чтобы, во-первых, величина прожиточного минимума в итоге выросла, а во-вторых, прогнозное количество получателей также увеличилось.
Прожиточный минимум – показатель, который влияет на размер большого количества социальных выплат – адресной социальной помощи (АСП), базовой пенсионной выплаты, пособий по инвалидности и по потере кормильца и т.д. Поэтому для того, чтобы эти выплаты являлись справедливыми и достаточными, он действительно должен отражать базовый уровень качества жизни.
Однако на текущий момент его невысокие размеры вызывают критику, особенно в контексте борьбы с бедностью. Черта бедности, установленная в Казахстане, значительно ниже международных стандартов. На данный момент она представляет собой 70% от величины прожиточного минимума, что в 4 квартале 2023 года составило 38 092 тенге и используется при расчете адресной социальной помощи бедным домохозяйствам. Согласно официальным статистическим данным, на конец 2023 года доля населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума, составила 5.2% или чуть более 1 млн человек.
В то же время Всемирный Банк установил черту бедности в размере $6.85 на человека в день или $205.5 в месяц (или 93 772 тенге по курсу на конец 2023 года) для относящихся к верхнему сегменту стран со средним доходом, каким является и Казахстан. Таким образом, международный ориентир по определению уровня бедности для стран с ВНД на душу населения, соответствующим показателю Казахстана, в 2.6 раз выше существующего в Казахстане.
На основании данного показателя в $6.85 на человека в день Всемирный Банк оценил уровень бедности в Казахстане в 2022 году в 16%, что ожидаемо в три раза выше показателей национальной статистики. Говорить о том, действительно ли официальные цифры настолько занижены, а международные оценки являются объективными, вероятно, преждевременно. Однако такой большой разрыв должен был по крайней мере вызывать вопросы и стимулировать проведение дальнейших исследований на тему оценки действующей системы по определению уровня бедности в стране.
Вероятно, эти расчеты, а также критика местных экспертов повлияли на рассмотрение вопроса пересмотра определения уровня прожиточного минимума. Если его привяжут к медианному доходу населения, то это будет соответствовать практике стран ОЭСР и ЕС. Медианный доход – это показатель, больше и меньше которого в государстве получает одинаковое количество людей. Например, в странах ОЭСР черта бедности определяется как половина от медианного дохода. То есть население, имеющее доходы ниже этого уровня, относится к бедному и является таргетированной группой по получению пособий.
Медианный доход на душу населения в 2023 году составил 73 883 тенге. Какая доля от медианного дохода будет приниматься в расчет при определении прожиточного минимума или черты бедности, еще не было озвучено. Медианный доход в Казахстане очень сильно отличается от среднего дохода, который в 2023 году составил около 182 тыс. тенге, что более чем в два раза выше медианного. Эта ситуация связана с очень неравномерным распределением доходов, когда небольшая часть населения получает непропорционально большую часть доходов. К этой проблеме мы еще вернемся в наших следующих публикациях.
В то время как медианный доход, как и медианная заработная плата (которая в 2023 году составила 251.4 тыс. тенге, а средняя – 364.3 тыс. тенге) более объективно отображают уровень жизни населения, использовать их как базу для расчета уровней бедности, размеров пособий нужно после тщательного анализа из-за очень низкого уровня относительно международных стандартов. Очевидно, что подход ОЭСР по определению черты бедности как половины от медианного дохода может не подойти нам и едва ли изменит ситуацию с корректным определением бедности.
Рисунок 1. Медианный месячный доход в долларах США в Казахстане и некоторых странах ОЭСР в 2021 году
Источник: ОЭСР, БНС
*в Казахстане в 2023 году
БНС, например, публикует статистику по доле населения с доходами ниже 60% от медианного дохода, которая в 2023 году составила 9.7%. Это существенно выше, чем уровень бедности за тот же период, но ниже показателей Всемирного Банка. В любом случае, даже при таком расчете увеличится количество получателей и размер самого пособия. Окончательные оценки можно будет сделать, когда Министерство предоставит дополнительные подробности.
Автор: Мадина Кабжалялова, Аналитический центр Halyk Finance