Каким оказался 2021 год для страхового сектора Казахстана, какие законодательные изменения произошли на рынке в прошлом и ожидаются в этом году – об этом inbusiness.kz спросил представителей сектора.
На 1 декабря 2021 года, согласно данным Нацбанка, в Казахстане действовало 27 страховых (перестраховочных) организаций, совокупные активы сектора составили почти 1,78 трлн тенге. К указанной дате страховщики собрали 725 млрд тенге страховых премий, обязательства в целом составили примерно 1,05 трлн тенге (включая 871,26 млрд тенге страховых резервов).
Председатель правления АО "Страховая компания "Коммеск-Өмір" Олег Ханин:
"Страховой сектор в 2021 году адаптировался к новой реальности и показывает восстановительный рост по всем ключевым параметрам, за исключением показателей по страховым выплатам и доходности. По итогам 10 месяцев 2021 года объем страховых премий превысил 569,1 млрд тенге, прирост по отношению к аналогичному периоду 2020 года составил 37%.
Лидером роста стало страхование жизни. Объем страховых премий по состоянию на 1 ноября 2021 года по отрасли "Страхование жизни" составил 238,4 млрд тенге, что на 54,1% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Доля страховых премий, собранных по отрасли "Страхование жизни", в совокупных страховых премиях за 10 месяцев прошлого года составила 41,9% против 37,2% годом ранее.
Основной тренд отрасли – фокус на цифровизацию, активно продвигается интернетизация бизнес-процессов и адаптация цифровых технологий для страховых услуг. Активно растут онлайн-продажи страховых продуктов, в том числе и в рамках партнерских программ и агрегаторов. В 2021 году в связи с принятыми законодательными изменениями стал более доступным для казахстанцев пенсионный аннуитет, снизились минимальный порог накоплений для покупки пенсионного аннуитета и возраст вкладчика для заключения договора.
Также внедрен отложенный пенсионный аннуитет, можно перевести свои накопления из ЕНПФ в компании по страхованию жизни с 45-летнего возраста. Законодательные изменения коснулись сферы накопительного страхования жизни в части налогообложения. Из доходов физического лица, подлежащих налогообложению, теперь исключаются некоторые виды доходов. В их числе страховые выплаты, осуществляемые страховыми организациями по договорам накопительного страхования, страховые премии по которым были уплачены физическим лицом в свою пользу и (или) в пользу близких родственников, супруга (супруги) и (или) работодателем в пользу работника. Также выкупные суммы, выплачиваемые страховыми организациями по договорам накопительного страхования. Кроме того, доход физического лица освобождается от налога на размер страховой премии (страховых взносов, если предусмотрена рассрочка) в пределах 320-кратного размера МРП при условии, что сумма была уплачена в течение календарного года физическим лицом – резидентом по договору накопительного страхования, заключенному на срок три года и более. Ранее налоговые вычеты применялись, если страхователь и застрахованный были одним лицом.
В 2022 году прогнозируется рост сектора страхования жизни, связанный с предоставлением налоговых льгот, внедрением новых продуктов страхования жизни с инвестиционной составляющей и продуктов вмененного страхования как инструмента обеспечения ответственности. Вмененное страхование является условием осуществления какого-либо вида деятельности, а обязанность заключать договор страхования возложена по закону на страхователя.
В 2022 году планируется перевести процесс получения страховых выплат в электронный формат. Будет создана статистическая база данных в разрезе классов страхования и продуктов каждой компании для оценки рисков страхователей и обеспечения прозрачности всего процесса взаимодействия с клиентами – от заключения договора до получения страховой выплаты.Также в следующем году планируется внедрение гибких тарифов с учетом региональной статистики по самому массовому виду – обязательному страхованию ГПО автовладельцев".
Управляющий директор АО "СК "Лондон-Алматы" Санжар Усенов:
"Каких-то значительных изменений на рынке страхования в 2021 году не произошло. Конечно, пандемия внесла изменения во все аспекты нашей повседневной жизни, это не могло не коснуться рынка страхования. Пандемия стала для всех компаний стресс-тестом, мы стали больше времени и сил тратить на цифровизацию своих услуг. Сегодня буквально за несколько минут можно оформить полис страхования по обязательным видам на сайте, это очень удобно для клиентов. Встречи и переговоры с клиентами теперь тоже проходят онлайн. Кроме того, некоторые процедуры по регулированию убытков тоже стали осуществляться в дистанционном формате.
Пандемия очень сильно повлияла на туризм и, как следствие, на страхование выезжающих за рубеж. Премии по данному виду страхования по рынку значительно ниже доковидного периода, хотя страховка от Covid-19 была включена в полис МСТ.
Что касается рынка, то структурных изменений не произошло, количество страховых компаний не изменилось. Существенных изменений в законодательстве также не произошло. Сейчас идет работа по усовершенствованию законодательства в области регулирования цифровых услуг в финансовом секторе. Продолжается работа по изменению ценообразования ОГПО ВТС и работа по Европротоколу. В целом система Европротокола – это упрощенная процедура оформления ДТП без участия сотрудников полиции, если не был нанесен ущерб жизни и здоровью, а у участников ДТП нет разногласий по вопросу, чья ответственность наступила. В Казахстане регулярно обсуждается инициатива по ведению Европротокола".
Председатель правления "АО "СК "Номад Иншуранс" Даурен Иманжанов:
"Страховой сектор в 2021 году вырос, и показатели рынка оказались значительно лучше показателей 2020 года в части сбора брутто-премий. Портфель страхового рынка с учетом выплат рентабельный. Открытие границ повлияло на показатели обязательного страхования туриста. В части законодательства в 2021 году были подготовлены проекты по внесению изменений в работу страхового рынка. В частности, был представлен законопроект, который предусматривает повышение качества защиты прав потребителя.
С 2022 года планируется введение обязательного досудебного урегулирования разногласий страховым омбудсменом. Иными словами, отказ страховщика произвести страховую выплату может быть обжалован в суде при несогласии с решением страхового омбудсмена. Также с 1 января 2022 года в единую страховую базу данных будет передаваться информация не только по обязательным, но и по добровольным классам страхования. Это нововведение даст толчок масштабной модернизации и развитию функционала единой страховой базы данных (ЕСБД). В целом такие изменения поспособствуют ускорению цифровизации страхового рынка страны, и казахстанцы смогут получать еще больший спектр услуг в режиме онлайн".
Источник: inbusiness.kz