На фоне коронавируса в Казахстане активизировались разного рода мошенники и финансовый регулятор предупреждает о распространении новых видов финансового мошенничества.
Мошенники распространяют объявления в Интернете и соцсетях об услугах по диагностике COVID-19, по возврату денег на авиа- и железнодорожные билеты, билеты в театр и на концерты, по получению различных пособий, включая социальную помощь в размере 42 500 тенге.
Мошенники обзванивают заемщиков, представляясь сотрудниками финансовых организаций и предлагая услуги по предоставлению отсрочек по кредитам, открытию банковских счетов и подаче заявлений в банки, микрофинансовые организации, ломбарды.
Мошенники активно рассылают электронные письма с информацией про коронавирус, покупку средств защиты или лечение от данной инфекции. В данных электронных сообщениях указаны различные ссылки, по которым нужно ввести персональные данные или совершить банковские операции. Таким образом, мошенники предлагают открыть вредоносные вложения, чтобы выманить у пользователей личные платежные данные. Киберпреступники также предлагают пользователям пожертвовать на борьбу с инфекцией и посылают письма от Всемирной организации здравоохранения, тем самым получая данные платежных карт.
Мошенники проявляют активность в социальных сетях, включая Facebook, Instagram и Telegram, создавая мошеннические боты.
Мошенники идут на различные ухищрения с одной целью – выманить персональные данные пользователя. Это ИИН, данные платежной карты или счета, CVV/CVC код, код из SMS-сообщения и даже электронно-цифровую подпись (ЭЦП).
Предоставляя свои персональные данные, в том числе и ЭЦП, есть риск, что все средства на карте или счете могут быть обналичены, на ваше имя могут быть оформлены сомнительные сделки, переоформлена, к примеру, машина, или прописаны посторонние люди в вашей квартире.
Также не стоит проходить регистрацию на подозрительных интернет-ресурсах и передавать таким образом неизвестным лицам свои личные данные. Очередной вид финансового мошенничества, который набирает популярность во всем мире, - это псевдо-опросники и другие мошеннические сайты с оплачиваемыми заданиями. Данные сайты, якобы проводящие оплачиваемые опросы среди населения, на самом деле не выплачивают деньги участникам так называемых социологических проектов. Схемы подобных сайтов приблизительно одинаковые. Гражданам предлагается пройти регистрацию на сайте и ответить на несколько оплачиваемых опросов. Оплату участникам предлагают поминутную, почасовую или по количеству отвеченных вопросов. При получении оплаты участник мошеннической схемы получает уведомление о том, что вся заработанная им сумма не может быть получена и ему предлагается лимит на снятие средств. Также участников просят внести определенную сумму самим, чтобы получить «заработанные» на опросах деньги.
Мошенники могут ссылаться на известные крупные компании и банки второго уровня, указывая их как спонсоров или заказчиков проводимых опросов. Большинство подобных сайтов могут иметь определённое сходство, т.к. создаются на одних и тех же интерфейсах, с одинаковым дизайном и функционалом. Пользователи, которые уже прошли регистрацию на сайтах псевдо-опросниках, не могут удалить свой аккаунт, а их данными могут воспользоваться аферисты.
Соблюдайте кибергигиену, рекомендует регулятор:
1. Никогда не сообщайте никому пароли, коды или иные конфиденциальные данные, используемые для подтверждения платежей. Современные системы безопасности создаются таким образом, чтобы пароли и коды не передавались другим людям.
2. Проверяйте URL-адреса. Особенно ссылки, полученные от незнакомых отправителей. Зачастую злоумышленники используют похожие по написанию домены.
3. Проверяйте наличие префикса HTTPS:// на сайтах, где требуется ввести конфиденциальную информацию, например, пароли.
4. Большинство современных браузеров содержат встроенные механизмы противодействия массовым фишинг-атакам. Необходимо обращать внимание на сообщения браузера об угрозах.
5. Если вы сомневаетесь, является ли сайт или страница организации фейковой, свяжитесь с данной организацией и уточните информацию, особенно, если вы собираетесь совершить платежи в системе интернет-банкинга своего банка. Лучше позвоните в банк и уточните информацию. И помните, что банковские менеджеры не звонят клиенту первыми, поэтому если вам позвонили и запросили код из SMS, чтобы заблокировать непонятные транзакции на вашем счету, завершите телефонный разговор и обратитесь в обслуживающий банк.
6. Если вы зарегистрировались на подозрительном сайте, то для защиты своих персональных данных следует сменить электронную почту.
Источник: Fingramota.kz