25
Чт, апр

Для казахстанского рынка страхования жизни 2019 год будет «урожайным на открытия»

Знаковое на Востоке число 7 долго было определяющим для рынка страхования жизни в Казахстане. Именно такое число страховщиков жизни в последние годы работало на кахстанском страховом рынке.


Переломным стал 2018 год, когда объединились две старейшие компании на рынке КСЖ «Козкоммерц life» и КСЖ «Халык life» и количество действующих страховщиков уменьшилось до 6 компаний. Но уже буквально в начале 2019 года компаний по страхованию жизни в Казахстане опять стало 7.

КСЖ «Евразия», дочерняя страховая компания СК «Евразия», получило лицензию в июле нынешнего года, капитал нового страховщика жизни составляет 5,4 млрд тенге.

А уже августе, регулятор выдал разрешения на создание страховой организации КСЖ «KM Life», акционерами которой являются физические лица, но большая часть из них также одновременно является и акционерами СК «Казахсмыс». Уставный капитал компании формируется 2 121 000 акциями, номинальной стоимостью 2 500 тенге, то есть равен 5,3 млрд. тенге

И, наконец, 25 сентября 2019 года совет директоров СК «Коммеск» принял решение об учреждении дочерней страховой организации, осуществляющей деятельность в отрасли страхование жизни с названием «Компания по страхованию жизни «Сентрас Коммеск Life». Количество объявленных акций 500 000 штук, номинальная цена – 10 000 тенге. Предварительно уставный капитал будет сформирован в размере 3,8 млрд. тенге за счет средств СК «Коммеск».

Теперь количество страховщиков жизни в Казахстане будет равно 9, что, собственно говоря, отражает мировую тенденцию – рост глобального страхового рынка поддерживается ростом именно личного страхования и по большей части именно страхованием жизни.

Казахстан не отстает от мировых трендов, судя по динамике роста объемов собранных премий компаниями страхования жизни, которые по итогам 8 месяцев 2019 года из 30%-го прироста премиального портфеля обеспечили более половины.

Совокупный уставный капитал всех страховых компаний Республики Казахстан в отрасли «страхование жизни» составляет 28,7 млрд тенге. Два новых игрока добавят еще 9,1 млрд тенге, что в итоге составит 37,8 млрд тенге.

Но, как отмечают аналитики международного рейтингового агентства S&P Global Ratings на долю трех основных участников приходилось 86% рынка страхования жизни по итогам первого полугодия 2019 года и в 2018 году в сравнении с 75% в 2017 году, то есть уровень концентрации довольно большой и основное конкурентное поле на сегодняшний день, судя по динамике прироста премий в разрезе классов страхования, – это пенсионные аннуитеты и накопительные программы.

Так куда же будут направлены усилия такого количества страховщиков жизни? Ведь капитал должен работать и приносить прибыль акционерам.

Два новых страховщика жизни (КСЖ «Евразия» и КСЖ «KM Life»), скорее всего, в первую очередь сконцентрируются на значительно «просевшем» классе обязательного страхования ответственности работодателя, учитывая прямую и косвенную аффилированность акционеров промышленно-финансовым группам. Ну и в классе пенсионных аннуитетов, скорее всего борьба развернется за «состоятельных пенсионеров» тех же промышленно-финансовых групп.

А вот с «дикой розницей» страховщикам жизни придется потрудиться. По информации агентства S&P Global Ratings в 2018 году расходы на страхование жизни в Казахстане составляли около 14 долл. на душу населения, что еще раз подчеркивает низкую популярность личного страхования и, скорее всего, подтверждает факт низкого платежеспособного спроса населения на страховые услуги.

В довершении всего, что касается бурных событий на рынке казахстанского лайфа, акционер АО «КСЖ «Евразия» сообщил о планах увеличения уставного капитала своей дочерней компании страхования жизни с 5,4 млрд тенге до 30 млрд тенге, что при условии реализации планов двух последних заявленных компаний страхования жизни по выходу на рынок, составит половину капитала рынка страхования жизни в Казахстане.

Похоже на рынке страхование жизни «становится тесновато» и не только из-за количества конкурирующих между собой страховщиков, а еще и из-за отсутствия качественных и грамотных страховых агентов, поскольку, как всем известно «страхование не покупается, а продается».

Так что нам предстоит в ближайшее время наблюдать не только бурный рост сбора объемов премий по страхованию жизни, но и обострение борьбы за каналы сбыта и агентские сети, что равнозначно «войне агентских комиссий», в которой страхователь никогда еще не выходил победителем.

Подготовлено порталом Allinsurance.kz