Самый массовый розничный класс страхования, ОГПО владельца транспортных средств по итогам 7 месяцев 2019 года показал не только рост премий на 18%, но и значительный рост выплат.
На 1 августа 2019 года страховщики выплатили 16,7 млрд тенге , что на 18% больше, чем на аналогичную дату в прошлом году. Также выросло и количество выплат (на 13 %) с 38,3 тыс. случаев на 1 августа 2018 года до 43,3 тыс. случаев в 2019 году. Средняя сумма страховой выплаты выросла всего на 4%, что ниже уровня инфляции. Если за 7 месяцев 2018 года средняя сумма выплаты составляла 371, 2 тыс. тенге, то в 2019 году она составила 386,8 тенге.
Объяснением такой тенденции может служить тот факт, что автопарк страны стремительно стареет и амортизация, учитываемая при расчетах суммы восстановления транспортного средства после ДТП «съедает» тот возможный рост выплат, который обеспечивает инфляция.
По последним данным Ассоциации Казахстанского АвтоБизнеса (АКАБ) в стране на учет поставлено 4 566 198 транспортных средств всех типов и прицепов. 3 755 890 единиц или 82,2% от общего автопарка составляют легковые автомобили, 446 475 грузовиков, 241 259 прицепов и полуприцепов, 63 058 единиц мототехники и 59 516 автобусов.
При этом количество действующих договоров страхования по данным НБРК на 1 августа 2019 года составляет 3 526 344 единиц, что свидетельствует о том, что только 77% транспортных средств покрыто страхованием. На самом деле указанный процент еще меньше (по оценкам ниже 70%), поскольку статистика НБРК учитывает договоры, заключенные автовладельцами транспортных средств, которые временно въезжают на территорию Республики Казахстан, но включены в данные по регистрации.
В отношении транспортных средств, зарегистрированных в Казахстане, чуть больше половины от общего числа приходится на технику в возрасте старше 20 лет – 2 485 161 ед. От 10 до 20 лет – 959 263 ед. Еще около миллиона – это авто возрастом от трех до десяти лет (918 324 ед.), до трех лет – 176 661 авто.
Самыми многочисленными среди легковых автомобилей (включая легкую коммерческую технику) на территории РК остаются автомобили ВАЗ/Lada (757 960 ед). Более 40% этих автомобилей являются наследием СССР – все они возрастом старше 20 лет. Более популярная в современном Казахстане Toyota насчитывается в количестве 487 453 авто. Также на дорогах страны более миллиона автомобилей, пригнанных за первое десятилетие независимости из Германии. Самый популярный немецкий бренд – Volkswagen, более 294 тысячи автомобилей этой марки насчитывается в автопарке РК. Далее Audi – 224 тысячи авто и Mercedes-Benz – более 190 тысяч легковых машин.
Больше всего автомобилей на юго-востоке страны: по количеству автомобилей лидирует Алматинская область (588 379 ед.) и Алматы (544 187 ед.). Меньше всего в ЗКО (140 362 ед.), Кызылординской (145 333 ед.) и Атырауской области (146 157 ед.). В столице страны – городе Нур-Султан насчитывается 293 124 транспортных средств.
На основе предложенных статистических данных можно примерно делать прогнозы о том, какой регион будет для страховщиков «более урожайным» на выплаты. А прогнозы можно будет сверить с результатами только по окончании года, когда НБРК опубликует данные по страховым выплатам в разрезе регионов.
Количество зарегистрированных транспортных средств по регионам Республики Казахстан по состоянию на август 2019 года
Источник: АКАБ
Зарегистрированные транспортные средства в Республике Казахстан по видам брендов по состоянию на август 2019 года
Источник: АКАБ
Подготовлено порталом Allinsurance.kz