О медицинском туризме рассуждает аналитик политики финансирования здравоохранения Марат Мамаев
Многие, наверное, слышали о том, как бывшие казахстанцы, а ныне иностранцы, например граждане Германии, приезжают на платное лечение в Казахстан. Делается это во многих случаях не из-за желания поддержать экономику бывшей Родины - скорее всего, этот поток обеспечивается за счёт низкой цены на медицинские услуги в Казахстане в сравнении с развитыми странами.
И это - конкурентное преимущество отечественного рынка медицинских услуг. Если рынок медицинских услуг способен привлекать иностранных клиентов, важно способствовать наращиванию их количества, ведь они будут приносить деньги в экономику, в частности - в здравоохранение.
Применение этой возможности может переформатировать отрасль здравоохранения из категории, поглощающей бюджетные средства, в отрасль, приносящую прямой доход в экономику.
Я - сторонник необходимости увеличения объёмов финансирования здравоохранения. И это подталкивает на поиски идеи по привлечению денег в отрасль.
В 2017 рынок медицинских услуг Казахстана сосотавил выше 1,6 трлн тенге. Из них деньги государственного бюджета - 1 трлн, а частные средства граждан - 600 млрд.
Объём 1,6 трлн тенге - это $5 млрд (при среднем курсе 326 тенге за доллар) в 2017, или около 3% от ВВП. Для сравнения, в США рынок медицинских услуг составляет 17% от ВВП, или $3,3 трлн, в странах ОЭСР (без США) – в среднем 8,6% от ВВП, в Турции - 4,2% от ВВП, или $35 млрд, в Германии при 11,2% от ВВП - $425 млрд.
Для определения перспектив развития рынка медицинских услуг Казахстана необходимо ответить на концептуальный вопрос: хотим ли мы развивать конкурентоспособность отечественного рынка медицинских услуг?
Государство сможет выступать катализатором рыночных механизмов по привлечению средств и протектором участников рынка.
Итак, отвечая на вопрос, как можно привлечь деньги в отечественный рынок медицинских услуг, предлагаю следовать следующим этапам.
1 этап. Необходимо определить конкурентную корзину медицинских услуг с учётом конкурентных преимуществ и их поставщиков, которую можно предлагать на международный рынок медицинских услуг.
2 этап. Сегментировать международный рынок и определить рынки, где мы способны конкурировать. Будет довольно сложно привлекать клиентов, нуждающихся в получении высокотехнологичной помощи, как, например в Турции и Германии. Но у нас есть качественные услуги, которые дешевле, например услуги стоматологии.
Сегментация международного рынка также должна ответить на вопросы: где, как, в каком объёме иностранное государство само покрывает расходы на лечение своих граждан. Например, в Азербайджане 70% от общих расходов на медицину - частные платежи населения, которое само покрывает свои расходы.
3 этап. Выстроить механизм прямого привлечения платёжеспособных иностранных клиентов, без финансового участия иностранного государства. В данном направлении активные действия должны предпринимать клиники. Это означает активное сотрудничество наших клиник с иностранными частными страховыми компаниями, применение механизмов агентской платы процентов от объёма привлечённых клиентов в клинику.
4 этап. Выстроить механизмы взаиморасчётов между государствами. Это подразумевает активную роль государства в вопросе привлечения средств с иностранных рынков.
Страховая медицина повышает возможность либерализации бюджетных процедур. Это позволяет выстроить гибкую систему отношений участников ОСМС с иностранным рынком медицинских услуг.
Возможность реализации механизма взаиморасчётов за граждан или плательщиков взносов между странами через медицинские фонды требует рассмотрения со стороны государственных органов.
Реализация механизма взаиморасчётов позволит иностранным гражданам за счёт своего страхового пакета получить медицинскую помощь в клиниках Казахстана, а фонды обеспечат устойчивое движение средств и будут гарантировать безопасность транзакций.
Но прежде это требует формирования отраслевой повестки о возможности реализации механизма взаиморасчётов между странами через медицинские фонды. Важно сбалансировать механизм между стремлением нарастить приток клиентов и риском оттока капитала в иностранный рынок за счёт наших граждан. Главным инструментом во взаимоотношениях с иностранным Фондом медицинского страхования должна выступать выверенная ценовая политика.
Аналогичные протомеханизмы применяются на территории Европейского союза, однако этот механизм ограниченный и используется как механизм трансграничной оплаты, который также требует изучения и оценки применимости.
Марат Мамаев, аналитик политики финансирования здравоохранения
Источник: forbes.kz