ЕС реформировал свои бюджетные правила, введя более реалистичные требования по сокращению дефицита, но сохранив процедуры чрезмерного дефицита. Как это отразится на страховщиках?
Группа аналитиков Swiss Re Institute проанализировала возможные последствия и ожидает сокращения государственных инвестиций в среднесрочной перспективе, после 2024 года, за исключением Германии, где бюджет на 2024 год был сокращен на 30 миллиардов евро. В долгосрочной перспективе европейским государствам потребуется больше государственных инвестиций, что принесет пользу страховщикам за счет увеличения их андеррайтинга и доходности инвестиций.
Основные выводы аналитиков SRI:
- Обновленные бюджетные правила ЕС вводят более гибкие пути сокращения расходов для стран с чрезмерным долгом и дефицитом.
- Некоторые страны-члены могут иметь право на процедуру чрезмерного дефицита в своих бюджетах на 2024 год.
- Политические сроки подразумевают незначительное ужесточение налогово-бюджетной политики в 2024 году, за исключением Германии (ужесточение на 30 миллиардов евро), но снижение расходов с 2025 года.
- Это может смягчить общественный спрос на коммерческое страхование P&C в ближайшие несколько лет.
- Долгосрочные структурные тенденции предполагают, что государствам ЕС необходима более мягкая фискальная политика, например, для финансирования перехода к зеленой экономике. SRI рассматривает это как долгосрочный позитивный фактор для спроса на страхование, в то время как более высокий выпуск долговых обязательств и процентные ставки могут поддержать высокую доходность инвестиций.
Фискальная политика Европейского Союза в последнее время находится в центре внимания: сначала в Германии, где правительству пришлось скорректировать свой бюджет на 2024 год, а теперь и на уровне ЕС, поскольку он реформирует и восстанавливает свои бюджетные правила для государств-членов. Под вопросом находится ожидаемая динамика государственного долга после большого дефицита в эпоху Covid-19. Правительства оказались между ограниченным бюджетным пространством, растущими потребностями в инвестициях для перехода к «зеленой» и цифровой экономике, а также необходимостью финансировать промышленные стратегии, чтобы оставаться конкурентоспособными на глобальном уровне. В краткосрочной перспективе бюджетные ограничения могут снизить спрос на страхование, но в долгосрочной перспективе аналитики SRI ожидают, что будет преобладать рост инвестиций, что будет иметь положительные последствия для страховой отрасли.
Ожидается, что пересмотренные бюджетные правила не окажут существенного влияния на расходы правительств ЕС в этом году, но с 2025 года страны с более высоким долгом и/или более высоким дефицитом могут столкнуться с трудностями из-за бюджетной консолидации, хотя и управляемыми. Правила сохраняют пороговые значения, требуемые правительствами до пандемии COVID-19: бюджетный дефицит ниже 3% ВВП и соотношение долга к ВВП ниже 60%. Страны, которые этого не делают, все равно могут быть включены в процедуры чрезмерного дефицита (EDP), но они позволяют более реалистичные и гибкие многолетние пути сокращения расходов, чем старые правила.
Аналитики ожидают, что в 2024 году многие государства-члены ЕС будут соответствовать критериям EDP, включая Францию и Италию. Однако на практике до того, как правила начнут применяться, еще предстоит пройти несколько этапов утверждения в 2024 году. Европейская комиссия (ЕК) вряд ли предпримет какие-либо действия по EDP до тех пор, пока не пройдут выборы в Европейский парламент в июне, что оставит у ЕК мало времени для того, чтобы запросить годовую бюджетную корректировку на 2024 год во второй половине года.
Странам ЕС, вероятно, придется сократить свои дефицитные расходы начиная с 2025 года, и SRI ожидаеn умеренного ужесточения бюджетной политики, хотя и не резкого сокращения государственных расходов в результате. Аналитики прогнозируют рост реального ВВП еврозоны на уровне 1,0% в 2025 году по сравнению с 0,3% (по сравнению с консенсусом в 0,5%) в 2024 году, что отражает более низкую инфляцию и более поддерживающую денежно-кредитную политику, но ожидается, что на этот показатель будет оказывать понижательное давление со стороны бюджетных ограничений.
Германия сыграла ключевую роль в переговорах с ЕС, настаивая на ужесточении правил сокращения дефицита. Германия также настроена более агрессивно внутри страны, усиливая ужесточение в 2024 году сильнее, чем первоначально ожидалось. Часть финансирования внебюджетного Фонда климата и трансформации (KTF) в размере $60 млрд была заблокирована Конституционным судом Германии в прошлом году.
Предлагаемый новый, меньший бюджет сузит бюджетный дефицит Германии примерно до 1,5% ВВП. Тем не менее, это все еще значительно превышает предел долгового тормоза в 0,35% ВВП, что иллюстрирует проблему соблюдения бюджетных правил ЕС. SRI пересмотрел свой прогноз роста реального ВВП Германии в 2024 году до -0,1% (ранее 0,2%) и видит потенциал негативных последствий для еврозоны. Снижение темпов роста подтверждает отставание Германии от других крупных экономик ЕС, особенно с учетом очень низкого соотношения долга к ВВП по сравнению с другими странами.
Для страховщиков в Европе умеренное ужесточение налогово-бюджетной политики с 2025 года может снизить спрос на страхование, связанный с государственными инвестициями. Например, коммерческие линии страхования имущества и от несчастных случаев, такие как ответственность или поручительство, которые защищают инфраструктурные проекты и поставщиков на этапе строительства, могут увидеть более низкий спрос. Потенциальная возможность отмены или задержки проекта в результате сокращения бюджета, как правило, является симптомом риска реализации, с которым сталкиваются инициативы по реиндустриализации в странах с развитой экономикой, как отмечено в нашей сигме за ноябрь 2023 года . 4
Рисунок 1.
Слева: ожидаемый дефицит бюджета членов ЕС, % от ВВП (пунктирная линия указывает на бюджетное правило ЕС)
Справа: соотношение государственного долга к ВВП в 2022 году (ось y) и реальный рост ВВП в 2024 году (ось x)
Источник: Прогноз Европейской комиссии, осень 2023; IMF, Macrobond, Swiss Re Institute
Примечание: Пунктирная черная линия указывает на уровень дефицита в 3% от ВВП, при котором страны могут претендовать на EDP.
Однако в долгосрочной перспективе SRI ожидает, что структурные требования к увеличению государственных расходов возобладают над стремлением к бюджетной дисциплине. Например, чтобы оставаться конкурентоспособными на мировом рынке, аналитики ожидают, что страны ЕС потребуют более мягкой налогово-бюджетной политики, чем в десятилетие после 2008 года, что приведет к увеличению государственных инвестиций, которые принесут пользу страховщикам, не занимающимся страхованием жизни, в долгосрочной перспективе.
Более высокие расходы могут постепенно увеличить соотношение долга к ВВП стран в долгосрочной перспективе, даже если в краткосрочной перспективе некоторые из них окажутся ниже уровня EDP. Увеличение бюджетных и долговых рисков может привести к большей волатильности рынка облигаций, более высоким срокам премий по облигациям и более высокой доходности суверенных облигаций. Это поддержит доходность и прибыльность реинвестирования страховщиков, особенно компаний по страхованию жизни, учитывая более длительный срок их активов.
Авторы: Арно Ванолли, экономист, Лоик Ланчи, экономист, Шарлотта Мюллер , главный экономист по Европе, Swiss Re Institute
Перевод с англ. подготовлен порталом Allinsurance.kz