В своем докладе о перспективах развития мировой экономики Всемирный банк отмечает, что война в Украине ведет к ускорению инфляции и ужесточению условий кредитования.
Как отмечается в последнем выпуске доклада Всемирного банка «Перспективы развития мировой экономики», российское вторжение в Украину, увеличившее ущерб, нанесенный пандемией COVID-19, еще больше затормозило мировую экономику, вступающей в этап своего развития, который может оказаться затяжным периодом вялого роста и высокой инфляции. Это повышает риск стагфляции, последствия которой могут быть в одинаковой степени пагубны для стран со средним и низким уровнем доходов.
Как ожидается, темпы роста мировой экономики резко упадут с 5,7% в 2021 году до 2,9% в 2022 году, что намного ниже январского прогноза, составившего 4,1%. Предполагается, что в 2023-2024 годах темпы роста будут колебаться вокруг этой отметки, поскольку война в Украине нарушает экономическую, инвестиционную и торговую деятельность на ближайшую перспективу, накопившийся отложенный спрос постепенно ослабевает, а меры стимулирующей фискальной и денежно-кредитной политики сворачиваются. Ущерб, нанесенный пандемией и войной, приведет к тому, что в текущем году уровень доходов на душу населения в развивающихся экономиках будет почти на 5% ниже тренда, отмечавшегося до начала пандемии.
«Война в Украине, локдауны в Китае, нарушения цепочек поставок и риск стагфляции препятствуют экономическому росту. Многим странам будет трудно избежать рецессии», – отметил Президент Всемирного банка Дэвид Малпасс. – «Рынки ждут, и поэтому нужны срочные меры, чтобы стимулировать производство и не допустить ограничения торговли. Фискальную, денежно-кредитную, климатическую и долговую политику необходимо изменить в целях противодействия нерациональному использованию капитала и борьбы с неравенством».
В июньском выпуске доклада «Перспективы развития мировой экономики» впервые проводится системная оценка, позволяющая сравнить текущую ситуацию в мировой экономике со стагфляцией 1970-х годов. При этом особое внимание уделяется тому, как стагфляция может повлиять на страны с формирующимся рынком и развивающиеся экономики. Для восстановления после стагфляции 1970-х годов потребовалось резкое повышение процентных ставок в ведущих странах с развитой экономикой, что стало одним из основных факторов, спровоцировавших череду финансовых кризисов в странах с формирующимся рынком и развивающихся экономиках.
«Развивающимся экономикам придется найти баланс между необходимостью обеспечения фискальной устойчивости и необходимостью смягчения воздействий, которые сегодняшние накладывающиеся друг на друга кризисы оказывают на самых бедных граждан», – отметил Айхан Косе, руководитель Группы Всемирного банка по перспективам развития. – «Четкое донесение информации о принятых решениях, касающихся денежно-кредитной политики, использование надежных основ денежно-кредитной политики и поддержание независимости центральных банков помогут эффективно закрепить инфляционные ожидания и уменьшить степень ужесточения денежно-кредитной политики, необходимого для достижения желательного воздействия на инфляцию и экономическую активность».
Текущий переломный момент напоминает 70-е годы прошлого века в трех ключевых аспектах: подстегивающие инфляцию систематические нарушения со стороны предложения, которым предшествовал продолжительный период активной стимулирующей денежно-кредитной политики в ведущих развитых экономиках; перспективы замедления экономического роста; проблемы, стоящие перед странами с формирующимся рынком и развивающимися экономиками в связи с ужесточением денежно-кредитной политики, которое потребуется для того, чтобы обуздать инфляцию.
Но при этом нынешняя ситуация отличается от 1970-х годов по многим параметрам: доллар занимает сильные позиции, что резко контрастирует с 1970-ми годами, когда он был очень слабым; рост цен на сырье (в процентах) меньше; ведущие финансовые учреждения, в основном, имеют сильные балансы. Еще важнее то, что в отличие от 70-х годов прошлого века у центральных банков развитых и многих развивающихся экономик теперь есть четкие полномочия на обеспечение стабильности цен, и за последние тридцать лет они приобрели реальный опыт достижения целевых показателей инфляции.
Согласно прогнозам, в следующем году глобальная инфляция замедлится, но во многих странах, вероятно, будет оставаться выше целевых ориентиров. Как отмечается в докладе, если инфляция останется на повышенном уровне, повторение исхода предыдущего случая стагфляции может привести к глубокому спаду мировой экономики наряду с финансовыми кризисами в ряде стран с формирующимся рынком и развивающихся экономик.
Кроме того, в докладе представлены актуальные аналитические заключения о том, как влияние войны на рынки энергоресурсов ухудшает перспективы развития мировой экономики. Война в Украине вызвала скачок цен на широкий круг товаров, связанных с энергоресурсами. Рост цен на энергоресурсы приведет к снижению реальных доходов, повышению себестоимости продукции, ужесточению условий кредитования и ограничению возможностей для макроэкономической политики, особенно в странах-импортерах энергоресурсов.
В развитых экономиках прогнозируется резкое снижение темпов роста: с 5,1% в 2021 году до 2,6% в 2022 году, что на 1,2 процентных пункта ниже январских прогнозов. В 2023 году ожидается дальнейшее замедление экономического роста до 2,2%, что во многом отражает продолжающееся сворачивание мер бюджетного и денежно-кредитного стимулирования, которые были введены во время пандемии.
В странах с формирующимся рынком и развивающихся экономиках также прогнозируется снижение темпов роста: с 6,6% в 2021 году до 3,4% в 2022 году, что намного ниже среднего показателя 2011-2019 годов (4,8%). Негативные эффекты распространения влияния войны полностью нейтрализуют любой прирост, который может быть получен в ближайшее время некоторыми экспортерами сырья в результате роста цен на энергоресурсы. Прогнозы экономического роста на 2022 год были пересмотрены в сторону понижения почти для 70% стран EMDE, включая большинство стран-импортеров сырья, а также четыре пятых стран с низким уровнем доходов.
В докладе подчеркивается необходимость осуществления решительных экономических мер на глобальном и национальном уровнях в целях предотвращения худших последствий войны в Украине для мировой экономики. Это предусматривает глобальные действия, направленные на то, чтобы ограничить ущерб для тех, кто пострадал от войны, смягчить удар, вызванный резким ростом цен на нефть и продовольствие, ускорить решение проблемы снижения долгового бремени и расширить масштабы вакцинации в странах с низким уровнем доходов. Это также предусматривает принятие на национальном уровне активных мер со стороны предложения наряду с обеспечением нормальной работы товарных рынков.
Кроме того, директивные органы должны воздерживаться от принятия таких искажающих мер, как контроль над ценами, субсидии и запреты на экспорт, в результате которых наблюдающийся в последнее время рост цен на сырье может еще больше увеличиться. В сложной ситуации, когда ускоряется инфляция, снижаются темпы экономического роста, ужесточаются условия кредитования и сужается фискальное пространство, правительствам придется пересмотреть приоритетные направления расходов в пользу адресной помощи уязвимым группам населения.
Перспективы развития регионов:
Восточная Азия и Тихоокеанский регион. Согласно прогнозам, темпы роста замедлятся до 4,4% в 2022 году, а затем повысятся до 5,2% в 2023 году.
Европа и Центральная Азия. В 2022 году ожидается сокращение региональной экономики на 2,9%, после чего в 2023 году она вырастет на 1,5%.
Латинская Америка и Карибский бассейн. По прогнозам, темпы роста замедлятся до 2,5% в 2022 году и 1,9% в 2023 году.
Ближний Восток и Северная Африка. Прогнозируется, что темпы роста повысятся до 5,3% в 2022 году, после чего упадут до 3,6% в 2023 году.
Южная Азия. Согласно прогнозам, темпы роста замедлятся до 6,8% в 2022 году и 5,8% в 2023 году.
Африка к югу от Сахары. Прогнозируется, что в 2022 году темпы роста немного снизятся, составив 3,7%, и повысятся до 3,8% в 2023 году.
Источник: Всемирный банк