29
Пт, март

Каким будет мир после коронавируса: прогнозы экспертов

То, что мир после победы над пандемией и возвращения к нормальной жизни не будет прежним, уже не вызывает сомнений. Каких изменений стоит ждать и к чему готовиться уже сейчас. 

 

Спрос на онлайн после кризиса сохранится

То, что эффективно работает в цифровом виде, вряд ли вернется в оффлайн, отмечает ректор РАНХиГС Владимир Мау. С ним согласен и предприниматель Рубен Варданян: тот формат, в котором люди жили до начала коронавируса SARS-CoV-2, уже не вернется. Цифровизация ускорится во всех сферах жизни государства, бизнеса и общества — все, что можно перевести «в цифру», будет переведено на такой формат в ближайшее время.

Что трансформируется или уйдет в онлайн

Магазины

Значительная их часть уйдет в онлайн, так как ближайшие месяцы покажут: покупки вполне удобно совершать, не выходя из дома, уверен Владимир Мау.


Искусство

Оффлайн-искусство станет, как это было в индустриальном обществе, уделом преимущественно богатых людей, отмечает руководитель департамента социологии НИУ ВШЭ Александр Чепуренко. Поход в оперу или посещение всемирно известной выставочной площадки будет играть роль демонстрации статуса.

Кино еще быстрее начнет уходить в онлайн. Музеи и театры уже начали соревноваться друг с другом в создании собственных виртуальных площадок в интернете.


Рестораны

В нынешнем виде, по прогнозу ректора РАНХиГС, они совершенно точно не выживут. Однако им на смену придут заведения нового типа, которые будут представлять собой особую среду для общения, спрос на которое не только не исчезнет, но и сильно вырастет.

Коммерческая недвижимость и транспорт

Профессор Российской экономической школы (РЭШ) Валерий Черноокий уверен: если раньше онлайн-торговля, доставка, кинотеатры или медицинские консультации для многих людей были забавами «гиков» и молодежи, то сегодня онлайн-сервисами вынуждены пользоваться все.

И такие изменения не проходят бесследно, поэтому, когда эпидемия закончится, мы, возможно, увидим снижение спроса на коммерческую недвижимость и транспорт. Зачем тратить время на путь до продуктового магазина или аптеки, если можно потратить его на что-то более полезное?

Образование и работа

То же самое можно сказать про обучение: совсем скоро люди окончательно поймут, что можно спокойно учиться удаленно. Из-за этого изменятся:

Форма обучения

Значительная часть образовательных программ переместится в онлайн, уверен ректор РАНХиГС. Однако сами университеты — нет, так как образование это не только передача знаний, но и обмен опытом.

С ним не согласен Чепуренко: «Университет 4.0» он видит совершенно безлюдным.

С этим, по его мнению, связаны не только возможности, но и опасности: появятся новые формы интенсификации труда удаленно работающих сотрудников из-за исчезновения традиционного деления на рабочее и нерабочее время, а также усложнения контроля за режимом труда со стороны академического сообщества.

Профессия преподавателя

Педагоги сейчас вынуждены овладевать новыми навыками — специалиста по онлайн-коммуникациям, дизайнера и т.п. Возрастает нагрузка по сопровождению курсов.

Кафедры и прочие узлы социально-профессиональных связей

По мнению Чепуренко, они утратят свое значение, и пока непонятно, что придет им на смену. Скорее всего, повысится и уровень отчуждения преподавателей от университета как работодателя.

Каналы социализации студентов

В этом тренде кроются серьезные проблемы, ведь для совместной проектной работы требуется коммуникация в реальном мире, но как она будет выстраиваться в условиях онлайн-обучения — пока не совсем ясно.

Работа также трансформируется в связи с массовым переходом на удаленку. При этом отсутствие полного контроля оказалось для работодателей не таким уж страшным, как казалось, отмечает Черноокий.

Бумажные контракты и совещания на тридцать человек с личным присутствием устарели

Произойдет изменение самих корпоративных структур — многие задачи могут выполняться совместными усилиями работников, трудящихся удаленно в корпоративных сетях, уверен председатель совета директоров инфраструктурной корпорации «Аеон» Роман Троценко. Офисов с open space на сотни человек не будет, а сама корпоративная структура станет более «плоской», пропадут несколько управленческих уровней.

На корпоративном уровне произойдет возврат к фундаментальным правилам ведения бизнеса: эпоха, когда стартапы хвалились своим cash burning rate (скоростью уменьшения денежных резервов, используемых на финансирование расходов), ушла в прошлое.

Семья и совместный досуг

Всем нам придется не только встраиваться в новые формы занятости, но и привыкать к новым формам виртуального совместного досуга — и представителям средиземноморской культуры, привыкшим к длительным совместным застольям и близкому общению, и россиянам с их привычкой приглашать и ходить в гости, добавляет Чепуренко. Люди также осознают важность семьи как опорной точки, а также важность локальной общины, уверен Варданян.

Кроме этого, мы увидим обратную миграцию из больших городов в маленькие, потому что так будет проще и компактнее жить.

Вырастет запрос на государственную поддержку бизнеса

Огромное число людей сейчас нуждаются в поддержке: это работники небольших компаний, которые уже завтра могут просто перестать существовать, добавляет Варданян. В сложившейся ситуации государство будет вынуждено стать большим клиентом, поддерживающим необходимый спрос.

С ним согласен Чепуренко: можно ожидать драматического сокращения числа малых предприятий, а на восстановление бизнеса уйдет немалое время. При этом наряду с запросом на усиление роли государства как стабилизатора, скорее всего, возрастет и желание поддержать НКО и структуры гражданского общества. Потому что пандемия выявила:

  • без взаимопомощи и волонтерства на местном уровне многие пожилые и больные люди остались бы без средств к существованию;
  • без организаций наподобие «Врачи без границ» невозможно решать глобальные социальные и гуманитарные проблемы — от борьбы с голодом до изменения климата.

Троценко со своей стороны тоже прогнозирует упрочение связи бизнеса с государством: государство как регулятор, определяющий правила, и как сторона, ожидающая от игроков таких общественных благ как занятость, налоги, защита окружающей среды и социальное развитие территории, будет вовлечено в процесс планирования с самого начала проекта. В ответ бизнес может рассчитывать на поддержку государства в экстремальных обстоятельствах, подобных нынешним.

Автор: Анастасия Андреева

Источник: РБК