13
Ср, нояб

Казахстанцы променяли говядину на курятину, а пармезан на белково-жировые продукты

В 2018 цены на продукты росли, а покупатели к ним приспосабливались.

Супермаркеты конкурировали с базарами. Как казахстанский ретейл борется за внимание покупателей, и какие тренды на рынке сохраняются, Forbes.kz рассказал Яков Фишман, коммерческий директор торгово-розничной сети Magnum Cash&Carry
Первый тренд: ретейл укрупняется. На рынке растет конкуренция, и как следствие, слабые игроки уходят, более сильные развиваются. Эта тенденция сохранится и в следующем году.

Второй тренд: мы прожили год в некой парадигме кризиса. Покупатель экономит, не совершает такие большие покупки, как раньше, уходит в более низкий ценовой сегмент, предпочитает покупать товар по акциям.

За три года рост цены на говядину составил 37%, на баранину 24%, курятина же росла в цене значительно ниже – за три года примерно на 10%. В результате мы наблюдали тенденцию снижения спроса на дорогое мясо и увеличение спроса на более дешевую курицу – ее продажи выросли более чем в два раза.

Та же история, например, с сырами и сырными продуктами. Рост цен на сыр за три года составил 73%, а на сырный продукт – 41%. Ценовая разница и неблагоприятная экономическая ситуация в целом заставили большое количество покупателей перейти в более низкую ценовую категорию сырных продуктов – рост их продаж был в несколько раз!

Но одновременно с этим намечается тренд на восстановление покупательской способности. Мы начинаем из кризисной парадигмы выходить.

На изменения покупательского спроса мы реагируем гибко и своевременно. Наша стратегия низких цен и высокой промо-активности помогает покупателю экономить семейный бюджет. К примеру, только акционных товаров мы обычно предлагаем 2500 позиций в день, а сейчас, в предновогодние распродажи, уже более 3500 тысяч ежедневно. И покупатель это ценит. Поэтому наша стратегия остается прежней: мы осознанно зарабатываем меньше, поддерживая своего покупателя, чтобы он мягче мог пройти это непростое турбулентное время.

Событием года я бы назвал инвестиции в будущее. Например, ретейл стал использовать искусственный интеллект в области закупок, мы внедрили много других важных и интересных вещей. Будем активно развивать их уже в следующем году, а рынок и покупатели непременно увидят очередное улучшение сервиса Magnum за счет внедрения инноваций.

В разных городах разные потребительские предпочтения. Это зависит не только от самих клиентов, но и от брендов – насколько они известны в том или ином регионе, как давно туда пришли. Также надо принимать во внимание, что в таких категориях как молочная продукция и гастрономия в регионах традиционно сильны локальные игроки. А вот, например, стиральные порошки, шампуни, продаются в разных регионах примерно одинаково, на 70-80% одинаковый список с небольшими погрешностями.

2019-й будет интересным для рынка: крупные сети, как я выше уже говорил, буду продолжать расти и расширять свое влияние, а мелкие региональные игроки - постепенно вытесняться или поглощаться. В то же время мы верим, что будет сокращаться доля неорганизованной розницы в виде базаров, которые практически не платят налоги и часто торгуют товаром неизвестного происхождения. Magnum, ежегодно растет на 20-30%. Сохранили мы этот темп развития и в 2018. За год мы открыли 10 новых магазинов, в том числе гипермаркет в Кызылорде, где Magnum раньше не был представлен. Сейчас у нас 42 магазина в восьми городах Казахстана.

Источник forbes.kz