25
Чт, апр

Бизнесу нужно готовиться к скачкам тенге

Казахстанскому бизнесу стоит подготовиться к нестабильному курсу тенге. Такое мнение LS высказал глава холдинга Chocofamily Рамиль Мухоряпов.

В кулуарах Syneq Business Forum 2018 он пояснил, что это является одной из основных причин того, почему компания планирует полностью перестроить свою стратегию для выхода на зарубежные рынки и получения 70% выручки не из Казахстана. 

"Конечно, в этом году наша долларовая выручка вырастет, потому что в тенге мы увеличились в три раза (55 млрд тенге по планам). Но мы не исключаем, что в среднесрочной перспективе отечественная валюта просядет и наши заработанные средства откатятся к показателям предыдущих лет. По моему мнению, никто в Казахстане не чувствует уверенности в валюте. Мы бы хотели верить в лучшее, но когда нефть дороже $80 за баррель, а курс 370 тенге, если мы это называем равновесием, то что будет, когда черное золото будет стоить $30 за баррель? Как бы мы ни считали, понимаем, что очень серьезный риск есть. Это объективная реальность, которую нужно принять и готовиться к ней. Мы хотим, чтобы 70% нашей выручки поступало из-за рубежа. А для этого надо, чтобы все наши проекты смогли работать в конкурентных странах", – отметил бизнесмен.

Мухоряпов добавил, что на данный момент только один продукт планируется к выходу в другие страны – сервис по продаже тревел-билетов Chocotravel за рубеж. При этом для того чтобы начать работать за рубежом, холдингу придется инвестировать несколько миллинов долларов. По мнению главы холдинга, сотнями тысяч долларов здесь не обойтись. 

"У нас есть два пути продвижения продукта в других странах. Если мы будем работать с нынешней моделью, тогда выйдем в одну из трех стран – Пакистан, Бангладеш или Узбекистан. Если мы решим не идти старой моделью в новые страны, будем думать над тем, как создать абсолютно новый продукт и войти в нишу, не занятую никем. С ним уже можно будет выходить на глобальный рынок, а не только в эти три страны. Сейчас мы думаем над этими двумя альтернативами. К весне 2019 года точно определимся", – заметил Мухоряпов.

Собеседник LS добавил, что частично их холдинг уже выходит за рубеж. Так, 40% выручки от проекта HR-bot поступает из России.

"Остальные продукты в текущем виде не готовы выйти в другие страны. В целом мы хотим в течение трех лет все наши продукты масштабировать для глобального рынка или выйти из них. Например, у нас есть успешные купонатор и сервис по доставке еды. Но мы объясним командам, если они хотят остаться – им надо будет менять продукт для возможности конкурировать за рубежом. Сейчас они к этому не готовы. Если у проектов в среднесрочной перспективе не удастся это сделать, мы их продадим", – заявил бизнесмен.