По сведениям Казахстанского института развития индустрии, нынешнего объема инвестиционных вложений в отрасль хватает исключительно на покрытие амортизации действующих мощностей, для полноценного ее дальнейшего развития этих средств недостаточно. Выходом из сложившейся ситуации для отечественных производителей может стать сотрудничество с Банком Развития Казахстана, глава которого, Болат Жамишев, в ходе VI Форума машиностроителей Казахстана заявил – БРК разработал достаточно широкий инструментарий поддержки машиностроительной отрасли.
О том, что нынешние объемы инвестиций в машиностроительную отрасль страны покрывают ее потребности лишь в части амортизации, а для наращивания производства этих средств недостаточно, заявил первый заместитель председателя правления института развития индустрии Марат Идрисов.
«Уровень инвестиций в машиностроительной отрасли равен уровню простого воспроизводства. На самом деле то, что мы инвестируем в отрасль, это лишь позволяет каким-то образом поддерживать те основные активы, которые есть. Если мы хотим удвоить или утроить объёмы производства надо адекватно увеличить объемы инвестиций в основные средства», – сказал г-н Идрисов.
Почему наши машиностроители проигрывают рынки
Это утверждение было подкреплено данными исследования КИРИ, согласно которым в 2015–2016 годах практически 63% всех инвестиций были направлены на амортизацию в отрасли, тогда как в 2011 году этот показатель составлял только 32%. Все это снижает уровень конкурентоспособности казахстанских производителей, поскольку приводит к использованию устаревших технологий.
Технологическое же обновление отрасли затруднено недостатком оборотных средств, высокими ставками кредитования в коммерческих банках и отсутствием длинных дешевых денег на рынке.
Такое положение вещей приводит к тому, что казахстанские производители продолжают уступать позиции ведущим игрокам рынка – по сведениям заместителя председателя правления Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Куаныша Бишимова, в Германии машиностроение в общем объеме промышленного производства занимает 30–40%, в США – до 50%. В соответствии с этими цифрами державы наращивают и объемы экспорта, вытесняя с рынков, в том числе – и с местных, национальных производителей. Изменить это положение без помощи государства невозможно, и проводниками госполитики в этой части должны стать институты развития.
«Нам предстоит огромная работа совместно с нашими госорганами, институтами развития, чтобы обеспечить конкурентоспособность Казахстана на этом рынке и выпуск новой продукции, в том числе – в нефтегазовой отрасли», – сказал г-н Бишимов, выступая на секционном заседании Форума по нефтегазовому машиностроению 20 сентября.
Он напомнил, что импорт продукции машиностроения в страну сегодня составляет $11 млрд, 10% из которых приходится на нефтегазовое машиностроение. По его словам, импортная составляющая присутствует не только в качестве готового продукта, но и в виде комплектующих частей: в итоге в секторе нефтегазового машиностроения на один доллар продукции отечественного происхождения приходится шесть долларов импортной составляющей. В горной металлургии это соотношение еще печальнее: на доллар местного происхождения приходится 20 долларов продукции импортного происхождения.
«В США и в Германии это соотношение идет один к одному практически, и сегодня наши предприятия должны модернизироваться, привлекать новые технологии, чтобы этот импорт снижать», – заключил г-н Бишимов.
Финансовая палитра БРК: от строительства до экспорта
Очевидно, что для решения этих проблем нужны доступные и длинные финансовые потоки, и Банк Развития Казахстана (дочерняя структура холдинга «Байтерек»), по словам председателя правления Болата Жамишева, имеет возможности предоставить их участникам машиностроительного рынка. Тем более, что финансовая поддержка развития машиностроения как одной из отраслей обрабатывающей промышленности является частью мандата БРК.
«Доля отрасли в структуре кредитного портфеля в настоящее время незначительна – 1,2% от общего объема кредитования, но включает в себя значимые для экономики Казахстана проекты, такие, как производство автомобилей в Костанае, производство сельхозтехники, расширение производства железнодорожных колес в Павлодаре и нефтепромыслового оборудования в Атырау, а также строительство завода по производству силовых трансформаторов в Шымкенте», – заметил г-н Жамишев
По его данным, всего на сегодня на обслуживании в банке находится пять инвестпроектов и одна предэкспортная операция в отрасли машиностроения на общую сумму 96,5 млрд тенге. В отраслевой структуре лизингового портфеля дочерней компании БРК-Лизинг доля машиностроения составляет 15,1%, речь идет о проектах на сумму 33 млрд тенге, кроме того, в портфеле потенциальных проектов банка отрасль представлена тремя проектами на общую запрашиваемую сумму финансирования 55 млрд тенге. При этом, отмечает глава правления БРК, нефтегазовое машиностроение в стране имеет большой потенциал роста, учитывая фактор начала добычи на месторождении Кашаган и планируемого расширения Тенгизского проекта.
«В связи с этим мы бы хотели видеть на рассмотрении банка интересные, хорошо проработанные проекты в нефтегазовом машиностроении, – заверил он. – Примером взаимовыгодного сотрудничества в этой сфере является участие банка в финансировании проекта расширения мощностей Атыраунефтемаш. Это тот случай, когда казахстанский производитель нефтегазового оборудования добился того, чтобы соответствовать всем требованиям к качеству продукции, предъявляемым крупными иностранными подрядчиками в нашей стране», – добавил он.
По словам председателя правления, БРК может предложить инициаторам проектов в машиностроении широкий пакет финансовых продуктов, охватывающий как инвестиционную фазу проектов, так и фазу экспорта готовой продукции. Речь идет о таких инструментах, как долгосрочное финансирование инвестпроектов в иностранной и национальной валютах, кредитование оборотных средств предприятия в рамках этих же инвестпроектов, а также поддержка экспорта продукции введенного в строй предприятия в виде финансирования экспортных и предэкспортных операций.
«Кроме того, мы можем предоставить дополнительное финансирование в тенге по финансируемым или ранее профинансированным проектам путем вхождения в капитал через фонд прямых инвестиций, созданный совместно с нашей сестринской организацией «Казына Капитал Менеджмент», – подчеркнул г-н Жамишев.
По его словам, займы для реализации инветпроектов БРК предоставляет на срок до 20 лет, предусматривая льготный период на инвестиционную фазу, минимальный порог займа составляет 7 млрд тенге, при этом не менее 20% инвестиций в проект должен обеспечить инициатор проекта. Имея возможности в виде капитализации со стороны акционера, бюджетных займов, а также привлечения средств на рыночных условий, а также являясь одним из ключевых операторов программы ГПИИР, банк может предложить долгосрочное тенговое финансирование инвестпроектов в обрабатывающей промышленности, в том числе – через БРК-Лизинг.
На сегодняшний день общий объем средств, направляемых БРК на проекты индустриализации, составляет 559 млрд тенге, и для того, чтобы обеспечить приемлемые условия для заемщиков по долгосрочным займам, эти 559 млрд тенге представлены 242 млрд тенге государственных средств, привлеченных в 2014–2017 годах, и 317 млрд тенге, привлеченных банком на рыночных условиях.
В рамках данной программы финансирование предоставляется на срок до 20 лет по ставке в среднем 9–10% годовых в тенге, исходя из оценки уровня рисков в этих проектах. В настоящее время БРК принял решение о финансировании по программе 18 проектов на сумму 362 млрд тенге, из которых уже освоено 289 млрд.
«У нас есть достаточная сумма свободных средств в рамках программы, поэтому я бы предложил различным представителям различных организаций нефтегазового машиностроения обращаться за финансированием в банк, у нас по этой программе еще 197 млрд тенге», – заявил глава БРК.
Банк Развития Казахстана также является одним из операторов программы «Нурлы Жол» в части поддержки казахстанского несырьевого экспорта: в августе этого года БРК снизил ставку предэкспортного финансирования до размера не более 8% годовых, экспортное – предэкспортное финансирование предполагается под обеспечение экспортными контрактами, при этом минимальная сумма займа должна составлять 1 млрд тенге.
«В целях поддержки несырьевого экспорта в рамках этой программы банк привлек с 2015 года по настоящее время 95 млрд тенге долгосрочных кредитов, и здесь условия заимствования до 8% годовых в тенге мы можем обеспечить с учетом того, что на эту госпрограмму «Нурлы Жол» также были выделены бюджетные средства, которые мы микшировали с деньгами, привлеченными с рынка, поэтому и можем предложить достаточно низкую ставку», – пояснил представитель руководства БРК.
По его сведениям, на сегодня банком принято решение о финансировании 16 предприятий для осуществления предэкспортных операций на общую сумму 90,9 млрд тенге. При этом в рамках кредитования экспортных операций БРК также может профинансировать и импортера казахстанской продукции в разных валютах с привлечением структуры сделки страхового покрытия от организации Kazakh Export.
Какие гарантии нужны БРК
Наконец, Банк Развития Казахстана может принимать участие в синдицированном финансировании, когда есть банки, за счет которых планируется профинансировать какую-то часть проекта: в БРК отработана схема, при которой банк готов заходить в контракты и привлекать к ним банки второго уровня с тем, чтобы выстраивать синдикаты для финансирования.
«Я хотел бы еще раз обратиться к присутствующим здесь: нам интересны проекты машиностроения в Казахстане, в том числе – и нефтегазового машиностроения, – заметил г-н Жамишев. – Но понятно, что мы хотели бы, чтобы к нам приходили клиенты на стадии уже по сути имеющегося технико-экономического обоснования, то есть на стадии четкого понимания того, каким образом будет реализован проект, каким образом будет складываться его экономика. В этом случае мы найдем решение, каким образом он может быть профинансирован», – заключил он.
Источник: kursiv.kz