Проявляемый Астаной интерес к прокладке водного пути, который бы соединял Каспий и Черное море, вполне объясним. Главным европейским партнерам РК по торговле вывозимые из нашей страны экспортные объемы доставляются в основном через Черное море
Издание Brussels Times опубликовало статью под названием «Kazakhstan proposes large scale waterway project to connect Europe and Asia» — «Казахстан предлагает крупномасштабный проект водного пути для связывания Европы и Азии».
В ней говорится так: «Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев призвал лидеров стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) обсудить проект соединения Черного и Каспийского морей судоходным каналом. Стоимость строительства нового водного пути оценивается примерно в 18 миллиардов евро.
«Перспективным проектом стало бы строительство судоходного канала «Евразия», который позволит связать водными путями Черное и Каспийское моря», — заявил Назарбаев на состоявшемся в Сочи саммите ЕАЭС.
Эксперты прогнозируют значительное повышение спроса на транспортировку товаров, в частности жидких грузов, между Каспийским регионом и портами Южной и Центральной Европы. Они также предполагают, что значительная часть грузов, отправляемых из азиатских стран в Западную Европу или оттуда во встречном направлении, может также быть переориентирована на этот канал».
Проявляемый Астаной интерес к прокладке водного пути, который бы соединял Каспий и Черное море, вполне объясним. Главным европейским партнерам РК по торговле – Италии, Франции и Швейцарии — вывозимые из нашей страны экспортные объемы доставляются главным образом через Черное море. И попадает такой груз в черноморские порты не только по трубопроводу КТК, следующему по направлению Тенгиз-Новороссийск. Для его доставки туда также используются мультимодальные (комбинированные или смешанные) маршруты Актау-Махачкала-Новороссийск, Актау-Баку-Сухуми и Актау-Баку-Супса. Прокладка же водного пути, связывающего Каспий и Черное море, сделала бы возможным переход на унимодальные перевозки грузов из Казахстана в порты Южной и Центральной Европы, а также сокращение срока и уменьшение стоимости их доставки.
Пока же значительная часть казахстанских грузов, отправляемых в южно-европейские и центрально-европейские государства, следует транзитом через Азербайджан и Грузию к Черному морю. Вследствие использования такого мультимодального маршрута казахстанские экспортеры вынуждены нести дополнительные расходы. Такая ситуация, прежде всего, объясняется тем географическим положением, которое наша страна занимает. Казахстан входит в Центральную Азию. А эта часть Евразии является едва ли не самым отдаленным от мирового океана регионом на Земле. Некоторые страны, расположенные западнее Казахстана, сейчас получают хорошую прибыль от транзита его товаров, в том числе и энергоносителей, через свою территорию.
Но, с другой стороны, это не значит, что Центральная Азия на веки вечные была и остается обреченной занимать такое крайне невыгодное положение в системе международной торговли. Когда-то она являлась одной из ее самых ключевых узлов.
И в будущем такая позиция может в некотором роде быть восстановлена, если, конечно, удастся добиться пуска достаточно весомой части того огромного потока следующих из Юго-Восточной Азии в Европу грузов по континентальному пути – через Китай, Казахстан и Россию. Астана самым серьезным образом работает над реализацией такого проекта совместно с китайской и российской стороной.
А еще Казахстан как государство, вошедшее за последние годы в ряды стран, добывающих и экспортирующих значительные объемы нефти, стремится обеспечит себе выход к мировому океану. Поэтому представляется неудивительным то, что президент Нурсултан Назарбаев вновь поднял вопрос о строительстве канала «Евразия».
Подготовлено www.wfin.kz