23
Пн, дек

Нацбанк разрабатывает сервис удалённой идентификации клиентов БВУ

Механизм нацелен на то, чтобы казахстанцы не ходили в отделения банков.

 Национальный банк Казахстана разрабатывает программу удалённой идентификации клиентов, чтобы исключить необходимость их личного присутствия в финансовых учреждениях.

"Сегодня получение финансовой услуги требует посещения офисов финансовых организаций, то есть личного присутствия клиента с целью прохождения идентификации личности. Внедрение сервиса удаленной идентификации будет способствовать расширению охвата банковскими сервисами населения, в том числе проживающего в отдалённых районах Казахстана. Проведены работы с банками, государственными органами по согласованию механизма. Предполагается использование биометрических данных человека в процессе видеосвязи с банком и сверка их с информацией из государственных баз данных. Преимуществами проекта выступают удобства для клиентов, уникальность использования биометрических показателей, что позволяет исключить риск мошенничества и использования данных третьими лицами", – сообщил начальник управления по защите прав потребителей финансовых услуг и внешних коммуникаций Национального банка РК Александр Терентьев в ответе на официальный запрос Informburo.kz.

Сейчас Национальный банк совместно с заинтересованными государственными органами проводит работы в части технической реализации проекта.

Директор Digital office ForteBank Аскар Майлюбаев рассказал, что банк будет участвовать в проекте, как только он будет запущен.

"Мы рассматриваем все виды удалённой идентификации клиентов. На текущий момент мы запускаем свой сервис по лицевой биометрии на наших FortePoint в ТРЦ по Казахстану. Мы сверяем фотографию клиента, записанную на документе, с клиентом, стоящим напротив, также проверяем онлайн, что перед нами живой человек, а не фотография или видеозапись. В дальнейшем мы планируем внедрить данную технологию в каждой точке взаимодействия клиента с банком в принципе", – сказал Аскар Майлюбаев.

Заместитель председателя правления Eurasian Bank Олег Печёнкин назвал несколько моментов, которые способствуют успеху проекта по дистанционному предоставлению услуг:

"В первую очередь это качественный интернет по всей стране, это необходимо не только для финансовой сферы, это требование стремительно развивающейся жизни. Второе – образовательные программы, направленные на ликвидацию как финансовой, так и компьютерной безграмотности у всех слоёв населения. Третье – собственно удаленная идентификация клиента, то есть предоставление возможности взаимодействия между клиентом и банком без единого визита в банковский офис. При этом обе стороны должны иметь полную юридическую защиту своих интересов, несмотря на то, что ни одного бумажного документа сторонами не будет подписано. Здесь необходимо отметить, что требуется решить ещё много вопросов не только в технологической, но и в законодательной области. Банковское сообщество рассчитывает в этом плане на Национальный банк как единственного регулятора этой сферы и главного инициатора изменений", – сказал Олег Печёнкин.

По его словам, Eurasian Bank ждёт от Национального банка доработки законодательства и технологических решений для использования данных из государственных баз при удалённой идентификации. Он надеется, что все необходимые процедуры будут завершены в ближайшее время. Олег Печёнкин считает, что внедрение дистанционного обслуживания клиентов откроет много возможностей для граждан Казахстана.

"Мы со своей стороны готовы использовать свои ресурсы для разработки бизнес-процессов и юридических основ проекта, проведения пилотов с учётом накопленного опыта. Основные усилия должны быть направлены на выбор методов идентификации, набор уникальных атрибутов, связанных с конкретным человеком, позволяющий с высокой степенью вероятности убеждаться в личности клиента. Это и биометрические данные, полная база которых – фотографии с удостоверений личности – находится в руках государства, можно было бы использовать в этом процессе и ИИН, и номер мобильного телефона, если законодательно решить вопрос с однозначной привязкой сим-карты к конкретному человеку. Сегодня ни один банк не обладает доступом к государственным базам данных в РК, но у каждого банка есть своя клиентская база. По многим клиентам банки владеют и персональными, и биометрическими данными, например, фотографиями, и по своим клиентам банки уже сейчас проводят многие операций в электронном виде. БВУ технологически уже готовы к удалённой идентификации и активно предоставляют своим клиентам удалённый доступ к своим услугам, используя собственные системы идентификации клиента, и прилагая большие усилия в области кибербезопасности при использовании систем дистанционного банковского обслуживания", – заключил заместитель председателя правления Eurasian Bank.

В "Банке ЦентрКредит" сообщили, что сейчас рассматривается вариант идентификации клиента через портал "Казахстанский центр межбанковских расчётов".

"У клиента должна быть актуальная информация о его номере мобильного телефона в одном из банков РК, с которым ранее клиент вступал в деловые отношения", – сказали в пресс-службе БЦК.

Директор управления карточного и электронного бизнеса ДБ АО "Сбербанк" Илья Емельянов сообщил, что его коллеги активно участвуют в рабочей группе, созданной Нацбанком.

"Мы заинтересованы в реализации данных механизмов с использованием современных и надёжных средств идентификации, в первую очередь средств биометрической идентификации. Но для этого, прежде всего, со стороны государственных органов необходимо создать необходимую инфраструктуру сбора, хранения и получения доступа к биометрическим данным клиентов для доверенных источников", – рассказал Илья Емельянов.

В июне сообщалось, что банки Казахстана ведут переговоры, чтобы запустить бесконтактные платежи Apple Pay.

Подготовлено informburo.kz