Какие факторы могут угрожать российской экономике во втором полугодии, а какие, наоборот, могли бы ее поддержать? Этот вопрос АиФ.ru задал экономистам.
Обычно непредвиденные обстоятельства и шоковые периоды в российской экономике случаются во второй половине года. Это и всем известные августовские события (банковские кризисы, дефолт и т. д.), и рекордные обвалы цен на нефть и курса рубля. Грозят ли национальной экономике какие-то потрясения во второй половине этого года, АиФ.ru узнал у экспертов.
Опасный октябрь
Сергей Хестанов, доцент кафедры фондовых рынков и финансового инжиниринга факультета финансов и банковского дела РАНХиГС:«Первый риск — это, естественно, падение цен на углеводороды. Второй риск больше политического характера, хотя, конечно, на экономике он отразится. Это риск заметного усиления санкций. Это будет октябрь, поскольку с этого месяца вступают в действие те санкционные ограничения, которые были введены в апреле. Соответственно, где-то к концу октября будет понятно, насколько сильным будет эффект.
Выделить какой-то отдельный фактор сложно, но, поскольку в первом полугодии динамика положительная, соответственно, как минимум имеет место инерция предыдущей положительной динамики. Экономика инерционная, и если даже что-то происходит на протяжении какого-то времени, то по инерции она все равно продолжает рост. Кроме того, цены на нефть остаются на достаточно высоком уровне, и это тоже определенным образом поддерживает российскую экономику».
Неопределенность с пенсиями ухудшит потребительский спрос
Первый вице-президент «Российского клуба финансовых директоров» Тамара Касьянова: «В целом перспективы российской экономики во втором полугодии весьма пессимистичны. Уровень развития ВВП, вероятно, уступит прошлому году и будет по-прежнему находиться на уровне около 1,5%, если не меньше.
Несмотря на дорогую нефть, российская экономика продолжает испытывать голландскую болезнь, а новые законы усугубляют кризис, делают ситуацию сложнее, чем в прошлом году. В целом российская экономика продолжает развиваться при ограничении ресурсов, инвестиций и технологий. Во-первых, бизнес пребывает в ожидании повышения ставки НДС, что негативно отразится не только на его развитии, но и на покупательской способности населения, может разогнать инфляцию.
Во-вторых, растет уровень беспокойства граждан в связи с решением правительства значительно повысить пенсионный возраст. Многие граждане предпенсионного возраста начнут готовиться к этому событию уже сейчас, находясь в замешательстве: по-прежнему никто не понимает, как будут считаться пенсии. Балльную систему хотят отменить, хотя она проработала совсем недолго.
Нестабильность ситуации и недоверие к власти плохо влияют на общий фон развития экономики в стране: граждане вынуждены больше откладывать личных средств на будущее и меньше тратить. Вместе с повышением НДС это будет способствовать еще большему падению потребительского рынка. При этом хранить деньги в банке граждане опасаются из-за растущего недоверия к банковской системе.
Ситуация здесь ухудшилась еще больше после прецедентных историй в начале года, когда граждан заставили вернуть деньги на вклады обанкротившихся банков. Банки, в свою очередь, по-прежнему испытывают недостаток капитала и могут давать только дорогие деньги бизнесу для развития. А развитие бизнеса существенно ограничивается снижением покупательской способности.
Третий негативный момент — это санкции. Их объем нарастает, они возникают достаточно внезапно и, с одной стороны, несут ограничения развитию, но с другой, подстегивают его. Появляются законы об ограничении импорта и замене его отечественными аналогами. Но, во-первых, отечественные аналоги не всегда дешевле, во-вторых, уровень их качества не всегда соответствует ожиданиям.
Что касается позитивных моментов, то их не так много: это достаточно стабильные цены на нефть, пониженная волатильность рубля и уверенный и усиливающийся курс на импортозамещение, но его реальные результаты пока не столь серьезны».
От геополитики до пенсионного возраста
Владимир Тихомиров, главный экономист «БКС Глобал Маркетс»: «Из рисков я бы выделил три фактора. Первый, традиционный, — это цены на нефть, но не только. На российскую экономику будет также оказывать влияние общая ситуация на мировых рынках и в глобальной экономике (включая обострение торговых войн и усиление оттока капитала с развивающихся рынков). Второй — это геополитика. Хотя в последние дни риск расширения санкций немного ослаб. И не в последнюю очередь — из-за подготовки возможной встречи Владимира Путина с Дональдом Трампом. Третий — это риск того, что долгожданная программа реформ ограничится преимущественно мерами фискального характера (пенсии, налоги), которые укрепят бюджет, но не приведут к качественному прорыву в темпах роста и структурной перестройке экономики.
Из факторов, которые могут поддержать экономику, можно отметить хорошее состояние внешних счетов России: относительно небольшой внешний долг и высокий уровень резервов. Это немаловажно, учитывая рост глобальных рисков для стран с высоким уровнем долга. Кроме того, сохраняются комфортные цены на нефть, хоть и есть вероятность их небольшого снижения, но даже 60 долларов за баррель — это в полтора раза выше того уровня, на который недавно рассчитывало правительство.
И, наконец, проведение властями жесткой бюджетной и монетарной политики. Это позволит сохранить устойчивость бюджета и финансовой системы в целом в случае усиления кризисных явлений в мире».
Нефтяная угроза
Генеральный директор ИК «Харитонов Капитал» Максим Харитонов:«Наибольшим риском для российской экономики в данный момент является снижение стоимости нефти до 55-60 долларов за баррель Brent. Такой сценарий вполне возможен, так как соглашение ОПЕК+ об ограничении объемов добычи длится слишком долго, между его участниками накопились противоречия. И вот уже Россия и Саудовская Аравия предлагают увеличить объем добычи, что не может не угрожать целостности текущего соглашения.
Падающая нефть будет означать снижение доходов бюджета, а также падение курса рубля, который, впрочем, страдает еще и от ухода с российского валютного рынка средств кэрри-трейдеров, извлекавших прибыль из разницы процентных ставок в развитых странах и в России и теперь почти потерявших такую возможность.
Рубль на таком фоне имеет все шансы подняться до отметки 69,3 к доллару.
Добавим к этому растущие налоги, особенно — повышение НДС, которое сразу приведет к росту цен на все товары и услуги, а значит, к повышенной инфляции, с которой несколько лет успешно боролся ЦБ. Банку России придется поднимать ключевую ставку, чтобы удержать инфляцию в пределах 4-5% годовых. Более высокая ключевая ставка означает более дорогие кредиты для бизнеса и более низкий экономический рост.
В условиях санкций и торговой войны с США почти единственным положительным фактором является приток валюты в страну в связи с приездом болельщиков ЧМ-2018».