08
Пт, нояб

Самый привлекательный бизнес в Казахстане: транспорт и складирование

В целом эксперты фиксируют проблемы у всего малого-среднего бизнеса (МСБ) в стране. Таковому пока не удалось стать драйвером экономики. Впрочем, подробный анализ выявил не только больные точки предпринимательства, но и успешные отрасли.

Картинки по запросу картинки  бизнес

Сфере услуг пророчили роль локомотива малого и среднего предпринимательства. Сейчас этот сектор действительно доминирует в МСБ, но дело в том, что у последнего дела не очень хороши. Сохраняется низкая производительность труда и соответственно низкие доходы. Некоторая часть сограждан просто была вынуждена податься в индивидуальные предприниматели, не найдя более подходящей работы

Но даже с учетом этой категории зарабатывают предпринимательством (согласно официальной статистике) только 10% населения. И как следствие, сфера услуг тоже так и не получила статус значимого сектора экономики, полагают авторы работы «Развитие малого и среднего бизнеса в сфере услуг Казахстана: современное состояние и ключевые проблемы».

Исследование опубликовано на официальном портале КИСИ.


Бывает, что в мелкие торговцы идут вынужденно

Сектор услуг доминирует в отечественном МСБ. На его долю приходится 75% рынка, на 1 января зарегистрировано более 900 тыс. субъектов. Работают там 2,2 млн человек, или четверть от общего числа.

— Наибольший импульс получили те виды услуг, где возможны быстрая оборачиваемость капитала, относительно высокая норма прибыли и низкая капиталоемкость производства услуг, — пишут авторы.

Чуть более 82% МСБ – индивидуальные предприниматели. Причем нередко вынужденные, поскольку найти хорошую работу сложно. У таковых низкая производительность и соответствующие доходы. Статистика говорит, что в сельской местности доля доходов от самостоятельной и предпринимательской деятельности в два раза превышает городской показатель.

Одновременно с ростом числа малых компаний в сфере услуг сокращается количество средних – примерно на 10% за период 2015-2017 гг.

Естественно, что по мере роста размера компании она начинает заниматься более сложными видами бизнеса. Если в малом и индивидуальном большая часть приходится на торговлю, то средние фирмы представлены как в торговой деятельности, так и предоставлении транспортных услуг.

Предприятию выгоднее оставаться малым

В территориальном разрезе сектор развивается неравномерно. Главные центры – Алматы, Шымкент и Туркестанская область. Наименьшая активность в Кызылординской и Атырауской областях.

— Как следствие, динамика сектора малого и среднего бизнеса в целом по стране фактически зависит от его состояния в регионах–лидерах, — считают авторы.

Есть разница и в легкости открытия и ведения бизнеса, поскольку в регионах разные условия, например процедуры оформления.

Самые хорошие условия для открытия бизнеса в столице, наихудшие — в Актюбинской области.

Не очень хорошо обстоит дело с инвестированием в сферу услуг.

Самый привлекательный сектор для вложения денег — транспорт и складирование.

С сокращением инвестиционной активности в 2014-2018 столкнулся средний бизнес. Наибольшее падение у следующих секторов:

1. операции с недвижимым имуществом (-57,1%),
2. информация и связь (- 28%),
3. финансовая и страховая деятельность (-42%).

Сократилась и в целом экономическая активность средних предприятий. Эксперты полагают, что из-за слабых механизмов стимулирования перехода малых предприятий в средние.

— Существующие инструменты поддержки не учитывают в целом различий между малым и средним бизнесом. Они непропорционально смещены в сторону развития индивидуального и микро- предпринимательства.

Для предпринимателей более выгодным становится оставаться в категории малого бизнеса

Для него фискальная и административная нагрузка на относительно низком уровне. Другими словами, нежелание рисковать и искусственное сдерживание развития бизнеса ограничивают возможности для роста предпринимательского сектора в целом, — считают авторы.

Кроме того, в целом предпринимательская активность сограждан невелика. Например, в 2018 году ей занимались только 10% населения.

Сектор нереализованного потенциала

Авторы утверждают, что нынешняя структура МСБ не способствует развитию сферы услуг в целом. Вклад в общие экономические показатели существенно ниже, чем в большинстве не только развитых, но и развивающихся стран. Доля МСБ в валовом внутреннем продукте в январе-сентябре 2018 года всего 28,9%.

— Вместе с тем, по странам ОЭСР в среднем доля МСП в ВВП составляет порядка 60%. К примеру,

в Италии – 68%, Великобритании – 51%, Финляндии – 60%, Германии — 53%, Нидерландах — 63%

Сохраняется низкая производительность труда. С 2014 года темпы роста сектора не опередили сферу производства.

Кроме того, слабо растет инвестиционная база. Доля сферы услуг в общем объеме инвестиций даже снижается. В 2014 она составляла 50,3%, а в 2018 — 34,7%.

Наконец, недостаточен экспорт услуг. За 9 месяцев 2018 года доля услуг здесь составила только 10,3 % ($5,2 млрд) При этом импорт в 2018 году оказался больше почти в два раза.

Сейчас около 90% экспорта услуг приходится на три их вида:

1. транспортные,
2. прочие деловые услуги (юридические, консалтинговые, архитектурные, инженерные и пр.),
3. поездки (туристические и деловые).

— Таким образом, сфера услуг в казахстанской экономике еще не приобрела статус значимого сектора. Развитие сферы базируется на росте ряда отраслей, предоставляющих услуги в операциях с недвижимостью и транспорте. Для малого и среднего бизнеса сфера услуг продолжает оставаться сектором нереализованного потенциала, — утверждают авторы.

Для его раскрытия они посоветовали:

1. расширить практику использования услуг факторинга, в том числе и при исполнении контрактов для нужд госсектора;
2. содействовать развитию франчайзинга;
3. стимулировать развитие субконтрактации в сфере услуг для заключения долгосрочных договоров, а также продвижения казахстанской торговой электронной площадки субконтрактации;
4. совершенствовать систему поддержки экспортной деятельности МСБ, в том числе страховать гарантии для экспортеров;
5. мониторить результативность программ поддержки малого и среднего бизнеса и не реже одного раза в год проводить опросы целевых групп.

Источник 365info.kz