29
Пт, март

Что мешает эффективному развитию электронной коммерции

На рынке РК работает около 1700 интернет-магазинов

Картинки по запросу фото  Даулет Асылбеков

В Казахстане количество субъектов МСБ в сфере электронной торговли за 2018 год увеличилось в 1,8 раза. На сегодняшний день на отечественном рынке работает порядка 1700 интернет-магазинов и около 20 электронных торговых площадок, заметил в разговоре  начальник отдела аналитики и реализации программ Палаты предпринимателей Алматы Даулет Асылбеков. При этом большинство из них базируются в Алматы. Для поддержания этого сегмента торговли была разработана и действует программа «Дорожная карта по развитию электронной торговли на 2018-2020 годы». Даулет Асылбеков рассказал о развитии e-commerce в Алматы, оказываемой поддержке предпринимателям и эффективности программы.

- Даулет, что в Алматы делается для развития e-commerce?

- Согласно Налоговому кодексу, с 1 января 2018 года действуют льготы для субъектов электронной торговли, они могут рассчитывать на освобождение от КПН. Также при Палате предпринимателей Алматы создан IT-совет, в нем участвуют крупные игроки рынка электронной торговли. В рамках данного совета готовятся предложения в адрес местных исполнительных органов и центральных государственных органов по развитию IT, в частности электронной торговли.

- Кто основные игроки этого рынка в Алматы?

- Основными игроками рынка являются Chocofamily, Ticketon, Aviata, Wildberries, Lamoda, Arbuz.kz и другие.

- Как изменился объем электронной торговли в денежном выражении за последние два года?

- Согласно данным Национального банка РК, объем розничной электронной торговли Казахстана в 2017 году составил более 100 млн тенге, в 2018-м он вырос до 144,606 млн тенге. Объем оптовой электронной торговли в 2017 году составил 87 млн тенге, в 2018-м он вырос до 114,85 млн тенге. Объем реализации услуг через интернет в 2017 году составил 70 млн тенге, в 2018-м 136 млн тенге.

- Насколько увеличилось количество безналичных платежей?

- Поданным Нацбанка, в 2019 году в сравнении с 2018 годом количество безналичных операций выросло с 349,65 до 783,37 млн транзакций, то есть они увеличились в 2,2 раза. В абсолютном выражении, их объем вырос с 4,205 тенге до 8,892 трлн тенге.

- Сколько зарегистрировано субъектов МСБ в сфере электронной торговли?

- На сегодняшний день на казахстанском рынке работает порядка 1700 интернет-магазинов и около 20 электронных торговых площадок. Это дает возможность более чем 1 млн субъектов малого и среднего бизнеса продавать свой товар. Общее количество покупателей электронных товаров и услуг – около 2,3 млн человек, большинство из компаний расположено в Алматы. Количество субъектов МСБ в сфере электронной торговли за 2018 год увеличилось в 1,8 раза. Но точное количество субъектов электронной торговли сложно посчитать из-за разности подходов к оценке.

- Что делается для повышения цифровой грамотности предпринимателей?

- На данный момент проводятся семинары по обучению. Также учитывая то, что на данный момент действуют требования по порядку применения ККМ (контрольно-кассовых машин), которые предполагается ужесточить, сотрудниками Палаты проводится разъяснительная работа.

- Возможно ли, что в торговле мы достигнем того же уровня цифровизации, что и в развитых странах?

- В первую очередь, для этого необходимо создать условия для развития малого и среднего бизнеса, в частности, оказать поддержку в покупке ККМ и цифровизации. Кроме того, необходимо на постоянной основе оказывать поддержку субъектам электронной торговли, а также продолжить работу по предоставлению льгот потребителям безналичных платежей. Но сейчас для нашей страны критически важно не мешать рынку, который развивается быстрыми темпами и не вводить ограничения.

- По вашему мнению, удастся можно мышление потребителей так, чтобы они активнее переходили от офлайн к онлайн-покупкам?

- Думаю, оно уже меняется, в частности, такую работу провел Kaspi.kz, которому удалось перевести на безналичный расчет основную массу потребителей страны. Правда, хотелось бы воздержаться от репрессивных мер, таких как запрет безналичных расчетов по Kaspi.kz, что может обнулить всю работу, проделанную ранее. Тем более в Министерстве финансов РК отмечали, что «рост безналичных платежей на 10% дает прирост ВВП в 1%».

- От чего зависит эффективность развития электронной коммерции?

- К сожалению, оказываемая поддержка неэффективна, и как результат – наши площадки значительно уступают иностранным конкурентам, таким как Amazon или Alibaba. Например, согласно Налоговому кодексу, с 1 января 2018 года действуют льготы для субъектов электронной торговли, однако по причине завышенных требований (90% безналичного оборота, продажа физических товаров), льгота неэффективна. Количество субъектов МСБ в сфере электронной торговли за 2018 год увеличилось в 1,8 раза, до 1698, из них подали заявку на налоговые льготы всего 50 компаний (2,9% от общего числа).

По данным субъектов электронной торговли, доля безналичного оборота не превышает 35%. Необходимо пересмотреть механизм реализации льготы по уплате КПН и ИПН для субъектов электронной торговли, снизить порог безналичного оборота компании с 90 до 50% с ежегодным увеличением на 5-10%. Это поспособствует росту рынка электронной торговли и по мере роста электронной коммерции теневая экономика будет сдавать позиции. Налоговыми вычетами являются расходы налогоплательщика, возникающие в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода (при наличии документов, подтверждающих деятельность).

На данный момент глобальные IT-компании работают в режиме онлайн и не имеют официального представительства на территории РК с международным договором, подтверждающим их резидентство. В связи с этим ИП кроме выписок по карте не предоставляют другие подтверждающие документы, например, оригиналы счетов-фактур и актов выполненных работ.

Предприниматели не могут отнести расходы по оплате услуг глобальных IT-сервисов, а это около $100 млн в год, на налоговые вычеты. Заменить их работу на услуги местных компаний невозможно из-за глобального характера этих компаний, а оплата производится на основании открытой оферты платежной картой онлайн. В связи с тем, что нет каких-либо подтверждающих документов кроме выписки по карте, есть предложение разрешить компаниям относить данные расходы на вычет на основании выписок по корпоративной платежной карте.

Источник kapital.kz