25
Пн, нояб

Есть только МиГ между банком и «черным» рынком

Обмен валюты для казахстанцев может стать сложнее. Национальный банк намерен ужесточить контроль за обменными операциями. Обменным пунктам придется актуализировать антиотмывочную процедуру, увеличить уставный капитал и его резерв на банковских счетах. При покупке валюты будут жестче проверять документы. Сократит ли это, в свою очередь, число обменников, увеличит ли цену их услуг, выяснял корреспондент prodengi.kz.

Картинки по запросу картинки  обменники

На 1 октября 2019 года в Казахстане, по данным Национального банка, функционировали 2 661 обменных пунктов валюты: 1 898 - банковских и АО «Казпочта» и 763 - небанковских. То есть, доля небанковских - менее трети, 28,7%.

Все небанковские обменные пункты, в соответствии с законодательством Казахстана, оказывали услуги по покупке и продаже валюты только при наличии лицензии Национального банка на организацию обменных операций с наличной иностранной валютой.

Средний чек казахстанских обменников

В сентябре, по данным Нацбанка, их операции по покупке-продаже наличной иностранной валюты, нетто составили 231 млрд тенге. В августе обменники купили-продали 292 млрд тенге, в июле - 241 млрд тенге, в июне - 492 млрд тенге, в мае - 282 млрд тенге, апреле - 155 млрд тенге, марте - 230 млрд тенге, феврале - 199 млрд тенге, январе - 143 млрд тенге.

Средний чек по обменной операции, по данным Национального банка, составляет около 400 тыс. тенге, то есть около 1 тыс. долларов США.

Сразу отметим две особенности валютных операций с населением. Во-первых, хотя операции называются «по покупке-продаже», обменники, в реальности продают, а казахстанцы - покупают валюту. Доля продаж валюты населением - очень мала. Во-вторых, летние пики покупки валюты - традиционны, и аналитики объясняют их, в основном, поездками казахстанцев в отпуска.

Доля продаваемой обменниками валюты - невелика. На Казахстанской фондовой бирже (KASE) и на внебиржевом рынке валюты продается несоизмеримо больше.

Так, в сентябре обменники продали примерно $0,61 млн, на торгах KASE продали-купили $1,923 млрд, на внебиржевом рынке объем операций по покупке-продаже наличной валюты составил $19,5 ($9,78 млрд - покупка + $9,73 млрд - продажа) млрд.

Больше всего валюты покупается-продается в Алматы

Города Казахстана отличаются не только по объему оборота валюты, но и по видам валюты.

Так, в августе долларов в Алматы куплено - на 77 млрд тенге, в Шымкенте - 38 млрд тенге, в Атырауской области - 13 млрд тенге, евро в Алматы - на 12 млрд тенге и Нур-Султане - на 4 млрд тенге, рублей - в Восточно-Казахстанской (на 10 млрд тенге), Западно-Казахстанской (на 10 млрд тенге) и Костанайской (на 8 млрд тенге) областях, фунтов - в Алматы - на 432 млн тенге и Нур-Султане - на 144 млн тенге, юаней более всего продано в Алматы на 32 млн тенге, куплено в Актюбинской области - на 12 млн тенге.

Такая разница в спросе на определенную валюту в разных городах Казахстана исходит от приграничной торговли. Люди торгуют в поездах, на станциях порой за две валюты. Так, в Семипалатинске и ближе к границе России даже пирожки, рыбу и яблоки можно купить за рубли без всяких вопросов и проблем.

Причем рынок наличной валюты, в целом, повторяет тенденции биржевой торговли валютой, но не полностью. Так, объем биржевых торгов долларами после всплеска в июне ($3,9 млрд), стал постепенно угасать: в июле составил $2,7 млрд, августе - $2,6, сентябре - $1,9 млрд, а у обменников были меньшие, чем в июне, всплески в августе и мае.

Основные игроки на рынке обменников

Статистика по обменникам в разных источниках сильно разнится. Так, в Алматы на сайте kurs.kz - насчитывается 54 обменных пункта, на сайте valuta.kz - 56 обменных пунктов, на сайте allbanks.kz -101 обменный пункт, но на последнем, не полностью, повторяются обменники с первых двух сайтов.

Из условных 110 алматинских обменных пунктов под брендом МиГ в день подсчета значились 34 обменных пункта, (в 2016 году их было 28), под брендом Limpopo - 12, Албан - 5.
В Нур-Султане из 62 обменников, значившихся на сайте allbanks.kz, 4 были под брендом Жайык, 3 - Елорда Финанс, 3 - ТОО «ТРИ А-1».

По данным на сайтах shymkent.b2b.ivest.kz, в Шымкенте 10 обменников, kostanay.b2b.ivest.kz - в Костанае всего 5 обменных пунктов, pomenyay.kz - в Павлодаре - 14 пунктов. Таким образом, определить по открытым источникам наличие сетей по обмену наличной валюты невозможно.

Кто останется на рынке?

Напомним, ранее Нацбанк опубликовал проект постановления правления «О внесении изменений и дополнений в постановление правления НБ РК от 4 апреля 2019 года №49 «Об утверждении правил организации обменных операций с наличной иностранной валютой в Республике Казахстан».

Поправки предусматривают изменения режима работы обменных пунктов в пределах времени с 10:00 до 19:00, фиксацию полных данных клиента по каждой проведенной обменной операции, наличие уставного капитала пункта обмена валют в сумме 100 млн тенге и 20% от суммы уставного капитала - на банковских счетах.

Выживут ли мелкие частные сети обменных пунктов в которых по 2-3 обменника, и, тем более - одиночные пункты, если Национальному банку удастся провести свой проект через публичное обсуждение и обсуждение в правительстве и парламенте?

На этот вопрос возникает классический ответ: в итоге выживут немногие.

Крупные игроки на рынке Казахстана, скорее всего, консолидируются, присоединят другие пункты или укрупнят существующие - добавят кассиров. Более мелкие сети могут сливаться. Некоторые пункты, вероятно, закроются. Активизируется бессмертный «черный рынок». Время после 19.00 станет его «золотым часом», ведь банковские обменные пункты будут уже закрыты, а в тех, что находятся в отелях закладывается слишком высокая маржа.

Конкуренция на рынке обмена наличной валюты снизится, а услуги пунктов могут вырасти в цене.

Источник prodengi.kz