Удивительно, но факт: из ежедневных аналитических обзоров финансового рынка, которые готовит Ассоциация финансистов Казахстана, исчезли сведения об общем объеме ликвидности, изымаемой Национальным банком РК с рынка с помощью нот, через депозитные аукционы и размещение денежных средств на корсчетах у регулятора. Что-то скрывают?
В Казахстане существует неправительственная организация, именуемая Ассоциацией финансистов (АФК), в которую, если верить информации на ее сайте, входят 125 участников финансового рынка. Возглавляет данную структуру госпожа Елена Бахмутова, в прошлом скандально известная как председатель Агентства РК по регулированию финансового рынка и финансовых организаций.
Миссия АФК заключается в «защите и содействию роста акционерной стоимости членов ассоциации».
Основными стратегическими задачами АФК являются (цитируем):
- представление членов АФК в государственных и иных органах, выражение и защита общих интересов субъектов финансового рынка;
- мониторинг и участие в работе по совершенствованию законодательства Республики Казахстан, касающегося деятельности и затрагивающие интересы членов АФК;
- конструктивное взаимодействие с государственными органами в целях создания условий для эффективной деятельности членов АФК и развития финансовой системы в целом;
- содействие повышению имиджа (рейтинга) финансового сообщества;
- сбор, анализ и консолидация предложений членов АФК по решению проблемных вопросов в финансовом секторе и совершенствованию законодательства, затрагивающего интересы субъектов финансового рынка;
- создание Рабочих групп с участием представителей членов АФК по приоритетным и проблемным направлениям, выработка консолидированных предложений и их проработка с уполномоченными органами.
Обратить внимание на Ассоциацию финансистов Казахстана как оргструктуру нас заставило исчезновение из ее ежедневных аналитических обзоров финансового рынка сведений об общем объеме ликвидности, изымаемой Национальным банком РК с рынка с помощью нот, через депозитные аукционы и размещение денежных средств на корсчетах у регулятора.
Случилось это незначительное событие где-то между 16 и 19 августа 2019 года.
В публикации «Акции KAZ Minerals в четверг подешевели на 10%» такая информация еще присутствовала: «В то же время никаких значимых изменений в уровне ликвидности БВУ, размещённой в нотах, депозитах и на корсчетах НБРК не отмечается: объём нот в обращении находится вблизи отметки 3,2 трлн тенге, объём ликвидности изъятой посредством депозитных аукционов – 486,3 млрд тенге, а остатки средств на корсчетах банков находятся вблизи 300,0 млрд тенге».
А с публикации «Чистая прибыль КазТрансОйла составила 30,7 млрд тенге в первом полугодии» она перестала появляться. И теперь в аналитических обзорах сообщается только об объеме ликвидности, привлеченной регулятором на корсчета.
Это, повторимся, незначительное упущение со стороны Ассоциации финансистов Казахстана тем не менее четко свидетельствует о чувствительности вопроса как для этой организации и ее членов, так и для Национального банка РК. Мы не знаем, кто и как принимал соответствующее решение, было ли это указание кого-то из руководителей регулятора, госпожи Елены Бахмутовой или прозрение самих авторов ежедневных аналитических обзоров финансового рынка, но факт остается фактом - данный вопрос начали замалчивать. И, судя по всему, не без серьезных обоснований.
Дело в том, что Национальный банк РК все последние годы активно занимается изъятием денежной ликвидности с рынка, причем не только для того, чтобы она не «кинулась» на валютный рынок и не подорвала устойчивость тенге по отношению к доллару и евро, но и для того, чтобы через этот канал поддержать банковский сектор страны и не допустить его краха.
В подтверждение нашего тезиса простой расчет.
За 7 месяцев с начала текущего года совокупный доход банковского сектора Казахстана составил 277,5 миллиарда тенге по одним данным и 284,7 миллиарда по другим. Разница несущественна.
Оценивая среднее значение объема ликвидности, изымаемой Национальным банком РК с рынка в среднем за январь-июль 2019 года, предположим, что она лежит в середине диапазона от 3,6 до 4 триллионов тенге. Даже если мы ошибемся, то величина ошибки вряд ли велика.
Что касается средней ставки вознаграждения по деньгам, изымаемым Национальным банком РК с рынка, то примем ее на уровне 8% годовых, что явно ниже, чем на самом деле.
В результате несложного расчета получается, что при среднем ежедневном объеме изымаемой ликвидности с рынка в 3,8 триллиона тенге и ставке вознаграждения 8% годовых Нацбанк РК выплатил БВУ за январь - июль 2019 года порядка 177 миллиардов тенге вознаграждения.
То есть за первые семь месяцев текущего года три пятых своего дохода банки заработали, размещая свои временно свободные средства у регулятора. Если же Национальный банк РК вдруг возьмет и закроет эту «волшебную лавочку», то при нынешнем состоянии финансового рынка и качестве казахстанских заемщиков банковский сектор республики начнет быстро схлопываться.
В этом смысле сегодня регулятор сегодня продолжает делать то, что раньше делало правительство - прямо поддерживать частные фининституты, принадлежащие, как правило, родственникам, приближенным и соратникам «лидера нации». Соответственно изменился и ее источник денежных средств - ранее это был республиканский бюджет и Национальный фонд РК, а теперь Нацбанк РК.
Именно поэтому, похоже, из обзоров финансового рынка от Ассоциации финансистов РК и исчезла информация об объемах денежной ликвидности, изымаемой с рынка регулятором. Чтобы не тревожить граждан, которые что-то понимают в этой теме, и не злить Акорду, от которой прямо и сильно зависят как защита, так и рост акционерной стоимости членов данной ассоциации.
Опубликовал: KazakhSTAN 2.0