24
Вс, нояб

Кто получит выгоду от запуска стандарта 5G?

В этом году в продаже уже появились первые пользовательские устройства, работающие на стандартах мобильной связи 5G

Во всяком случае, в Лондоне Samsung их уже во всю активно рекламирует на уличных билбордах. Скорее всего подобный телефон покажет более высокие показатели в плане увеличения скорости передачи данных и уменьшении времени задержки сигнала (latency), но фундаментальных изменений в концепции использования новых возможностей средств связи не произойдёт в ближайшие пару-тройку лет.

Если проводить параллели с разворачиванием сетей третьего поколения 3G, то масштабное коммерческое разворачивание этой технологии случилось в 2003 и 2004. В итоге потребители получили более мощную телекоммуникационную сеть, но все use cases (применение) на тот момент ограничивались тем же, что было доступно в сети 2G, просто всё было намного быстрее и надёжнее.

 Разработка новых use cases для использования всех возможностей технологии 3G заняло порядка 3-4 лет, и это был вывод на рынок в 2007 первого iPhone, что в последствии привело к принципиальному изменению концепции возможностей использования пользователем мобильного устройства с кучей приложений от заказа такси, просмотра видео и навигации на местности, до проведения банковских операций и совершения покупок через мобильный телефон.

Сейчас можно увидеть в опытных образцах применения технологии 5G как более быстрое дистанционное взаимодействие роботов на фабрике в каком-нибудь Бирмингеме или скачивающийся за несколько секунд в телефон двухчасовой кинофильм в очень высоком качестве, но смены парадигмы использования средств связи, как это случилось в кейсе с iPhone, для сетей пятого поколения пока ещё не произошло и не произойдёт в обозримом будущем.

Use cases использования возможностей технологии 5G пока ждут своего часа и тот, кто будет первым в этом направлении, снимет пенку с молока. Пока use cases возможностей сетей пятого поколения ограничиваются теоретическим описанием возможных применений в рамках Индустрии 4.0. Это беспилотные автомобили, внедрение на практике концепций смарт-сити и масштабное индустриальное разворачивание технологии интернета вещей.

Телеком-операторам, если они не хотят превратиться в коммунальную службу и стать аналогом электрической или водопроводной компании, своего рода банальной трубой по передаче данных, жизненно необходимо уже сейчас начинать разрабатывать стратегии о том, как они будут зарабатывать более-менее приличные деньги на этом стремительно меняющемся рынке, чтобы как минимум хотя бы отбивать стоимость капитала. Какие новые высокомаржинальные участки в цепочке создания стоимости в телеком-отрасли, кроме относительно коммодитизированной передачи данных они хотят себе отхватить? В какие альянсы с игроками из других отраслей (финансовые услуги, здравоохранение, транспорт, горнорудный сектор и т.д.) телеком-операторы должны вступить? Какие экосистемы совместно с этими партнерами они уже сейчас должны начинать разрабатывать?

На эти вопросы необходимо дать ответы уже сейчас, иначе произойдёт то, что произошло при разворачивании технологии 3G и 4G, когда основными выгодополучателями от разворачивания этих технологий стали производители мобильных устройств, производители телеком-оборудования, интернет-компании и провайдеры OTT-сервисов (всякие мессенджеры, Netflix и т.д.), но не телеком-операторы, которые в той же Великобритании, например, делают возврат на инвестированный капитал ниже стоимости этого капитала и по своей сути последние несколько лет разрушают свою акционерную стоимость.

Источник forbes.kz