25
Чт, апр

Казахстан. Час расплаты

На финальном пленарном заседании Мажилис скорректировал республиканский бюджет на 2019-2021 годы. Народные избранники одобрили его дополнительные расходы, направленные на решение социальных вопросов, в том числе и на снижение долговой нагрузки граждан РК.

К сожалению, большая часть мер оказалась паллиативными. То есть снижающими социальный «болевой синдром», а не устраняющими его причины. Словом, лечение было выбрано гуманное, но опасное, вроде инъекций морфия. Облегчение временное, «болезнь» прогрессирует, а «лекарство» вызывает привыкание. Но что делать, если ничего другого нет, а «пациенту» все хуже и хуже?

ЛИШЬ БЫ ДОШЛО!

Выступая на пленарном заседании Мажилиса, спикер палаты Нурлан НИГМАТУЛЛИНотметил, что данные меры – продолжение стратегии страны, направленной на создание социального государства.

- Президент страны Касым-Жомарт ТОКАЕВ, - подчеркнул он, - инициировал ряд важных мер государственной поддержки социально уязвимых слоев населения. И это при непростой экономической ситуации в мире!

Осталось только одно – чтобы центральные и местные исполнительные органы довели выделенную помощь до действительно нуждающихся и находящихся в сложной ситуации, граждан

- Осенью в рамках парламентского контроля депутаты Мажилиса намерены вернуться к этому вопросу и проанализировать достигнутые результаты, - ненавязчиво напомнил Нигматуллин.

Сейчас и Правительству, и депутатскому корпусу предстоит серьезная работа с населением, направленная на снижение социального напряжения. В том числе и разъяснительная. После завершения сессии мажилисмены разъедутся по регионам, общаться с народом.

В целом, перераспределение расходной части бюджета произошло по разработанной схеме. На меры по снижению долговой нагрузки граждан Казахстана, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, направят 89,2 миллиардов тенге. На реализацию поручений Главы государства, включающих в себя расширение действующих мер по обеспечению занятости, поддержку малообеспеченных, многодетных семей и молодежи, - 138,6 миллиарда тенге. На 72,2 миллиарда тенге увеличится резерв Правительства – часть средств из него выделят для устранения последствий чрезвычайной ситуации в городе Арыс.

МАТРЕШКИ ЗАНЯТОСТИ

Традиционно на обсуждении не обошлось и без казусов. Так депутат Арман КОЖАХМЕТОВ поинтересовался, по какому принципу государством в стране создаются рабочие места? Он напомнил, что за последние 10 лет в республике реализовывалось множество госпрограмм, направленных на поддержание занятости. Из госбюджета было выделено 964 миллиарда тенге на трудоустройство, обучение, переобучение, выдачу микрокредитов. Однако значимого прогресса в данной сфере что-то незаметно.

- В законопроекте предусматриваются средства для проведения анализа потребностей в рабочих местах с учетом отраслей экономики, - уточнил мажилисмен. - Вместе с тем нас беспокоят подходы к решению данных вопросов. Во-первых, кем и по какой методике будет проводиться анализ? Во-вторых, несмотря на то, что еще нет результатов анализа, тем не менее, в проект уже закладываются немалые средства для создания рабочих мест, на микрокредитование в размере порядка 53 миллиардов тенге. Как тогда просчитывали потребность в рабочих местах в разрезе экономики, если данный анализ еще не готов?

Министр национальной экономики Руслан ДАЛЕНОВ честно выложил смету расходов. По его словам 20 миллиардов тенге пойдет на микрокредитование (5 тысяч микрокредитов на селе). Еще 3 миллиарда тенге – на обучение бизнеса по программе «Бастау», на эти деньги Министерство сельского хозяйства будет обучать тех, кто берет микрокредиты. Еще 13,6 миллиардов тенге предусмотрено для Министерства труда и социальной защиты по программе обучения ТиПО, а также 12 миллиардов тенге – на увеличение количества грантов по реализации новых бизнес-идей. Принцип составления сметы, правда, так и остался загадкой, что возмутило даже спикера палаты.

- С арифметикой у вас все нормально, - не без иронии заметил Нигматуллин. - Вы все показали, в сумме «бьет» действительно. А речь о другом: как вы просчитали эту потребность?

Министр труда и социальной защиты Бердыбек САПАРБАЕВ вызвал огонь на себя.

- Был проведен анализ в отношении потребности специалистов, - объяснил он. - Мы разработали национальные системы в определении потребности трудовых ресурсов. Вы знаете, что в рамках госпрограммы «Енбек» реализована программа «Жас маман», «Жас касыпкер». В реализации этих проектов нами уже определены 100 специальностей, которые на сегодня востребованы для экономики страны.

Спикер палаты посоветовал Минтруда поделиться этими данными с Минэкономики.

- У нас, откровенно говоря, программа, внутри программы, – посетовал Нигматуллин. - Просто финансовая матрешка, какая-то! Поэтому бедный министр (Руслан Даленов – авт.) никак разобраться не может. 53 миллиарда разложил, а когда, по какой программе, откуда потребность – не знает.

БЕСПРЕЦЕДЕНТНЫЙ ПРЕЦЕДЕНТ

С точки зрения «Народных коммунистов» проблемой закредитованности населения государству следовало заняться намного раньше.

- Коммунисты с одобрением отмечают, что государство взялось наконец за проблему потребительского кредитования, - подчеркнул в с воем выступлении руководитель фракции, депутат от КНПК Айкын КОНУРОВ. - Она давно назревала и в итоге дошла до стадии, когда понадобились серьезные бюджетные вливания. К нашему сожалению, сложилась ситуация, когда плохое финансовое состояние и закредитованность несут серьезные риски нашей экономике.

Коммунист отметил, что пакет мер, принятых для снижения долговой нагрузки включает в себя два блока. Первый блок, это погашение задолженности отдельных категорий граждан и списание пеней и штрафов, по беззалоговым потребительским займам.

- Меры беспрецедентные, хотя на самом деле другим заемщикам государство подобным образом уже помогало, - дипломатично заметил депутат. - За бюджетный счет решались финансовые проблемы банков, крупных промышленных проектов, и предприятий в сфере АПК. Населению же, безусловно, самое важное, почувствовать ослабление долгового бремени здесь и сейчас.

Однако, по мнению Конурова, со стратегической точки зрения, важнее второй блок мер. Они направлены на то, чтобы избежать попадания граждан в безнадежную долговую яму в будущем. Для этого предлагается запретить выдачу займов лицам, с доходами, ниже прожиточного минимума и усовершенствовать расчет долговой нагрузки заемщиков. Свершилось и то, о чем так долго говорили депутаты - государственное регулирование кредитного рынка теперь будет охватывать не только банки, но и всех других участников: ломбарды, кредитные товарищества, он-лайн-кредиторов.

- Именно они наиболее активно расширяют свою долю на кредитном рынке и предлагают самые жесткие условия – уточнил мажилисмен.

КРЕДИТНОЕ «НАДУВАТЕЛЬСТВО»

Реализуемые Правительством меры коммунисты одобряют, положительным подвижкам в данной сфере можно только радоваться. Однако останавливаться на этом, по их словам тоже не стоит. Проблему нужно решать в корне.

- Правительство и Нацбанк пытаются разрешить ситуацию исключительно с одной стороны баррикад, - констатировал Конуров. – Только ограничивая предложения кредитных ресурсов. Тогда как не менее важным является спрос на них. Пока он будет расти, то будут находиться и способы для увеличения предложения.

Как показывает практика, уйти от потребительского кредитования банкам будет несложно. Например, банально сменив название и некоторые условия пакета услуг. Прецеденты были – таким образом, после ужесточения законодательства о долевом строительстве, застройщики перешли на т.н. паевые и инвестиционные договора. Обманутых дольщиков от этого меньше не стало.

По мнению коммунистов, корни проблемы закредитованности наших граждан следует искать в неудержимом спросе на потребительские кредиты.

- Сформировалась культура избыточного потребления, - объяснил Конурв. - Банки, действуя сообща, с продавцами товаров и услуг, приучили население к покупке в кредит всего, что угодно.

Эта проблема, по словам мажилисмена, далеко не нова. Так или иначе, она свойственна всем странам, избравшим капиталистический путь развития. Даже в США, где уровень доходов населения один из высочайших мире, ¾ граждан используют кредиты для оплаты, например, туристических поездок. И местные эксперты в этой связи дают единственную рекомендацию избегать подобных займов, несмотря на то, что в США средняя ставка вознаграждения по потребительским кредитам составляет 10 процентов.

- У нас же при ставках на порядок выше, все агрессивно стимулируют людей покупать кредитные продукты, - возмутился Конуров. - А государство этому никак не противостоит.

Уже многие годы у нас в Казахстане говорится про повышение финансовой грамотности населения. На это даже выделяются средства, но результат получается нулевой. И да, если американцы оплачивают в кредит турпутевки и предметы роскоши, то казахстанцы обычно тратят займы на бытовые нужды.

- Хотим отметить, основная причина, почему народ все больше берет займы - это очень низкие доходы, - сделал вывод Конуров. – Их не хватает на элементарное потребление.

Сейчас Правительством предложено решение, но они сводятся к типовому набору. Охват мерами содействия занятости – 300 тысяч безработных и самозанятых, обучение предпринимательству, микрокредиты.

- Это вновь представляет собой пожарное реагирование, а не долгосрочные меры по созданию рабочих мест, - резюмировал коммунист. - И здесь мы подходим к тому, что пузырь потребительского кредитования не только социальная проблема, но и отражение серьезного структурного перекоса в экономике. Центр тяжести сместился от производства собственного продукта, к потреблению, как правило, зарубежного продукта. И закачивание государственных денег для помощи потребителям, проблему только усугубляет.

Что же может помочь реально, чтобы казахстанская экономика не «пускала пузыри»? Только реалистичная программа экономического роста, с увеличением постоянных рабочих мест, и в целом ориентация государственной политики в сторону развития и поддержки производства. Про это коммунисты тоже говорили и неоднократно.

Источник: rezonans.kz