Органы регулирования недостаточно независимы, а стабильность показателей в значительной степени зависит от решений правительства, считают аналитики
Фото: @Depositphotos/AndreyPopov
Рейтинговое агентство S&P Global Ratings распространило аналитическую статью под названием «Как оздоровление Цеснабанка повлияло на мнение S&P о рейтингах банков и суверенного правительства Казахстана» с ответами на основные вопросы, задаваемые инвесторами. Из текста следует, что не все проблемы в банковском секторе Казахстана решены.
«Мы считаем, что качество банковского регулирования и надзора в Казахстане остается низким. Мы полагаем, что казахстанские банки не раскрывают фактическое качество активов надлежащим образом, о чем свидетельствует значительное расхождение между показателями начисленного процентного дохода и процентного дохода, полученного в денежной форме в некоторых банках», - говорится в статье S&P, распространённой в понедельник, 11 марта.
По оценкам аналитиков, казахстанские банки недополучили в денежной форме около 25-30% начисленного процентного дохода (нетто) в течение 2017 и за первое полугодие 2018.
«По нашему мнению, регулирующие органы Казахстана не принимали должных мер в случае недостаточного размера резервов на возможные потери по проблемным кредитам у некоторых банков, что не соответствует передовой международной практике. На наш взгляд, органы регулирования банковского сектора Казахстана недостаточно независимы, и мы допускаем возможность политического вмешательства в их деятельность со стороны правительства, организаций, связанных с государством, и собственников банков, имеющих хорошие деловые связи», - отмечают аналитики.
В январе 2019 агентство понизило оценку страновых и отраслевых рисков банковского сектора (BICRA) РК. Сейчас этот сектор относится к группе 9 (ранее – к группе 8). Понижение оценок отражало повышение рисков в банковском секторе. Ситуация с Цеснабанком, по мнению аналитиков, подкрепляет мнение в отношении ряда негативных факторов, которые есть на казахстанском рынке.
«Стабильность финансовых и операционных показателей конкретных банков в значительной степени зависит от решений правительства, которые могут казаться внешним наблюдателям непредсказуемыми и непоследовательными. Мы полагаем, что распределение депозитов ОСГ (на долю которых приходится около четверти совокупных депозитов банковской системы) является чувствительным к фактору доверия, волатильным и в значительной степени определяется конкретными решениями органов власти», - сказано в статье.
Что касается мнения S&P о кредитоспособности Цеснабанка после «расчистки» портфеля, в статье сказано, что банк способен выполнять свои обязательства. Рейтинги «B-/B» отражают мнение о том, что очень сильное давление на базу фондирования банка снизилось и дальнейшего оттока депозитов на ожидается. В статье также отмечается, что поддержка Цеснабанку не оказала влияния на рейтинги Казахстана (BBB-/A-3, прогноз – «Стабильный»). Однако расходы бюджета на проведение государственной поддержки банковской системы страны возрастают.
«Мы не прогнозируем дополнительной государственной поддержки банковской системы в будущем», - говорится в документе. Впрочем, с оговоркой – на экстраординарную помощь могут претендовать четыре системообразующих банка: Народный банк, Kaspi Bank, ForteBank и Центркредит.
Напомним, 6 февраля АО «First Heartland Securities», инвестиционное подразделение финансовой холдинговой компании группы автономных организаций образования «Назарбаев Университет», «Назарбаев Интеллектуальные школы» и «Назарбаев Фонд» сообщило о приобретении 99,5% простых акций АО «Цеснабанк».
Цеснабанк занимает 4 строку в рейтинге банков Казахстана - 2018 по версии Forbes Kazakhstan.