Безопасность сложных цепочек поставок развивается так же быстро, как и тактика преступников, обусловленная такими факторами, как изменение климата, геополитическая напряженность и другие события. То, что хорошо работает сегодня, может оказаться неэффективным завтра. Чтобы быть эффективным, вам нужно постоянно стремиться к укреплению устойчивости вашей цепочки поставок.
Камилла Чандра, руководитель отдела морских перевозок в регионе EMEA, и Бьорн Хартонг, глобальный руководитель отдела по управлению рисками в сфере морских перевозок, безопасности и цепочек поставок в компании Zurich Resilience Solutions, рассуждают, как риск-менеджеры могут ориентироваться в меняющемся ландшафте безопасности, а также какова роль страховщиков в управлении взаимосвязанными рисками цепочек поставок.
Преступники использовали такие сбои, как глобальная пандемия, суровые погодные условия, конфликты и высокая инфляция, которые увеличили стоимость товаров, хранящихся в течение длительного времени или отправляемых по более длинным маршрутам, сказала Чандра. «Эти факторы создают уязвимости в безопасности цепочки поставок, которыми могут воспользоваться преступники», — добавила она.
Недавний всплеск краж оливкового масла на фоне рекордной жары в Европе, которая погубила урожай, является примером того, как изменение климата повлияло на привлекательность товаров и побудило преступников принять меры, отметила Чандра. Производители и заводы по выращиванию оливок в Испании, Италии и Греции стали жертвами возросшего числа краж, а воры украли партии товара, предназначенные для супермаркетов и перерабатывающих центров.
По словам Чандры, геополитическая нестабильность, такая как рост напряженности между Китаем и Тайванем, а также конфликты на Ближнем Востоке и в Украине, оказывают дестабилизирующее влияние на торговлю и повышают угрозу преднамеренного блокирования судоходных путей, а также создают другие проблемы, которыми могут воспользоваться преступники.
«К сожалению, мы не видим признаков того, что эти тенденции пойдут на спад, особенно в свете растущей геополитической напряженности и экстремальных погодных явлений», — сказала она.
Как повысить устойчивость
Эксперты сошлись во мнении, что то, что работает в одном месте, может оказаться не лучшим решением для укрепления безопасности цепочки поставок в другом.
«Риск-менеджеры должны знать о рисках для своих товаров по всей цепочке поставок», — сказал Хартонг, вместо того, чтобы полагаться на существующее мышление безопасности для локальных рисков, которое, вероятно, не сработает в другом месте. «В Европе это может быть риск на дороге, но в других частях мира преступники могут работать по-другому», — пояснил он.
Ставки высоки, отметил Хартонг. В марте этого года только в регионе EMEA зарегистрированные потери грузов достигли €9 млн в 260 инцидентах, согласно данных Ассоциации по защите перевозимых активов (TAPA). Это, вероятно, намного ниже фактических потерь, учитывая, что многие инциденты остаются незарегистрированными, сказал Хартонг.
Предприятиям следует принять многоуровневый подход к безопасности цепочки поставок, создавая избыточность для защиты от преступной деятельности. В качестве примера можно привести успешное управление рисками безопасности фармацевтической компании при поставке дорогостоящей вакцины во время пандемии Covid-19, демонстрирующее эффективные стратегии снижения рисков.
Компания использовала несколько уровней безопасности, включая устройства GPS для отслеживания местонахождения грузовиков, с маячком на каждом поддоне в качестве резерва. Прицепы грузовиков имели усиленные замки, а связь с водителями была практически постоянной.
Самое главное, что был план эскалации. Если какой-либо уровень безопасности был скомпрометирован, ответ был готов. Ни один уровень не обеспечивал полной защиты груза; именно сочетание нескольких уровней и сильного протокола эскалации делало клиента сложной целью для преступников.
Хартонг отметил, что Zurich помог сотням клиентов предотвратить кражи, поделившись знаниями о безопасности цепочки поставок. Многие клиенты Zurich значительно сократили потери от краж благодаря подходу, основанному на оценке риска.
Как страховщики могут помочь
Даже небольшой рост числа преступлений, связанных с грузоперевозками, может оказать серьезное влияние на компании, и страховщики играют значимую роль в выявлении и оценке рисков на протяжении всей цепочки поставок, которые могут привести к убыткам.
Обмен информацией о рисках между страховщиками и клиентами является ключевым способом, который может помочь андеррайтерам оценить вероятные риски и определить возможности для лучшего управления рисками. Беседы с андеррайтерами могут помочь определить области, в которых могут участвовать специалисты по рискам, отметила Чандра.
Разговоры между клиентами и страховщиками часто приводят к тому, что риск-инжиниринг сотрудничает с отделом управления рисками клиента для обучения персонала угрозам безопасности. «Наша роль в значительной степени зависит от поддержания открытой и прозрачной коммуникации о цепочке поставок и потребностях в страховании грузов наших клиентов», — добавила она.
«В неопределенные времена преступность растет, и преступники быстро пользуются возможностями. Чтобы бороться с этими угрозами, мы должны быстро адаптироваться к различным сценариям», отмечают эксперты. Хотя технологии имеют решающее значение в борьбе с преступностью в цепочке поставок, тесное сотрудничество с клиентами и брокерами остается необходимым для страховщиков для поддержки и укрепления устойчивости цепочек поставок.
Подготовлено порталом Allinsurance.kz