Климатический риск — это огромная тема, создающая многочисленные проблемы для корпораций и их менеджеров по рискам.
Из-за масштаба и широты рисков, охватывающих столь многие различные области деятельности, эта задача может показаться невыполнимой. Но получение правильных данных, использование моделирования катастроф и разбиение риска на категории для управления — все это часть борьбы с рисками изменения климата.
Изменение климата связано с ощутимыми рисками, последствия которых могут быть немедленными и измеримыми, говорит Томас Ридделл-Джонс, консультант по изменению климата Aon. Сюда входят, помимо прочего, перерывы в работе бизнеса, нехватка материалов, проблемы с цепочкой поставок и ущерб репутации.
«Поэтому климатический риск, вызванный изменением климата или событиями, связанными с климатом, часто рассматривается, когда с ним связаны финансовые последствия. Финансовый риск в конечном итоге становится той призмой, через которую большинство корпораций оценивают свой климатический риск. Как только это будет установлено, риск можно разбить на категории, такие как физический, переходный, ответственность и нормативный, которые касаются различных точек соприкосновения с риском. Такая сегментация помогает риск-менеджерам создавать индивидуальные подходы и, следовательно, улучшать общее управление рисками за счет комплексной оценки риска», — говорит Ридделл-Джонс.
Когда дело доходит до повышения устойчивости к изменению климата, Ридделл-Джонс считает, что, хотя рассмотрение конкретных рисков, таких как физические, судебные риски и риски цепочки поставок, по отдельности, может обеспечить детальное понимание угроз, связанных с изменением климата, важно принять целостный подход. «Это ключ к полному пониманию взаимосвязанного характера этих рисков и разработке эффективных стратегий устойчивости, для успешной реализации которых требуется нисходящий подход, начиная с уровня совета директоров. Также важно учитывать, что в разных географических регионах будут разные потребности, основанные на риске, что опровергает представление о том, что повышение устойчивости в любом случае является шаблонным», — говорит эксперт.
Ассоциации по управлению рисками, такие как Amrae, начали заниматься климатическими рисками и помогать своим членам организовывать свои действия. Мишель Жоссе, директор по страхованию и контролю убытков FORVIA Faurecia и член совета директоров Amrae, сказал, что Amrae имеет шесть рабочих групп по климатическим рискам, что соответствует различным проблемам, с которыми сталкиваются риск-менеджеры в отношении климата:
- Знать (как расширить знания об изменении климата и получить доступ к данным о воздействии);
- Организовать (как сотрудничать с другими функциями, такими как ESG, устойчивое развитие, страхование и т. д.);
- Адаптироваться (как смягчить климатические физические риски и устранить риски переходного периода);
- Застраховать (как обеспечить покрытие наиболее подверженных риску активов и получить страхование для новых низкоуглеродных продуктов или видов деятельности);
- Отчетность (как соблюдать новые обязательства по нефинансовой отчетности, такие как CSRD и т. д.);
- Регенерация (как понять последствия разрушения биоразнообразия и начать действия по восстановлению биоразнообразия).
«Изменение климата влияет на совокупность рисков корпораций, создавая новые риски и возможности», — говорит Жоссет. «Все корпорации должны адаптировать свою карту рисков для устранения новых рисков, связанных с климатом (как острых, так и хронических физических рисков, подвергающих опасности деятельность, активы и цепочку поставок), рисков переходного периода, а также юридических и репутационных рисков».
Он говорит, что зрелость корпоративного управления в вопросах изменения климата быстро растет. «Этот риск сейчас стоит на повестке дня руководства и является важным критерием для любого стратегического решения. Риск-менеджеры будут способствовать этим изменениям в полном сотрудничестве с другими задействованными функциями, такими как ESG, устойчивое развитие, страхование, HSE, HR, закупки и так далее».
Ридделл-Джонс считает, что риск-менеджеры уже осознают экзистенциальную угрозу, связанную с изменением климата и увеличением частоты природных катастроф, особенно в отношении того, как они могут повлиять на непрерывность бизнеса. «В результате роль риск-менеджера, безусловно, изменилась, поскольку отрасль в целом стала воспринимать риск как многомерный, требующий стратегий для списка надвигающихся рисков, включая кибербезопасность, человеческий капитал и многое другое.
По мере того, как все больше корпораций начнут оценивать многомерность риска, мы, вероятно, увидим, как они создают команды по управлению рисками, занимающиеся оценкой климатических рисков», — говорит он.
Моделирование рисков изменения климата
Риск-менеджерам нелегко получить правильные данные о климатических рисках для своих организаций, и еще сложнее, когда дело касается цепочек поставок. Моделирование катастроф доступно корпорациям, и возможно создание индивидуальных моделей в зависимости от типа риска, которому подвергаются компании.
Жоссе отмечает, что (пере)страховщики значительно снизили свои возможности в районах, наиболее подверженных изменению климата, за счет сублимитов, включенных в договоры о пере/страховании имущества и приостановке бизнеса. «Поэтому корпорациям следует систематически оценивать свои ожидания убытков в наиболее уязвимых областях, где у них есть несколько активов, используя те же услуги моделирования катастроф, которые в настоящее время доступны страховщикам и перестраховщикам».
Ридделл-Джонс объясняет, что большинство климатических моделей основаны на данных МГЭИК, которая сейчас находится на шестой итерации и моделирует сценарии во всем мире на основе сотен различных источников данных. «Тем не менее, некоторые вещи просто невозможно смоделировать или учесть, например, местную геологию, из-за масштаба. В таких обстоятельствах менеджерам часто приходится обращаться к поставщикам специальных климатических моделей, которых они могут использовать для информирования клиентов. Существующей проблемой для некоторых является моделирование климата на глобальном юге, который не получил пользы от длительного измерения исторических данных, как, например, в США и Европе», — говорит эксперт.
«Доступ к данным о воздействии с учетом сценариев МГЭИК для оценки воздействия рисков является ключом к запуску дорожных карт адаптации», — говорит Жоссет. «Рынок этих данных развивается, но ему все еще не хватает зрелости. Когда корпорации будут правильно управлять этими данными в соответствии со своими потребностями, они смогут распространить анализ рисков на своих важнейших поставщиков».
Но Ридделл-Джонс считает, что моделирование не следует рассматривать как последнее средство снижения риска. «Расширение наших знаний посредством научных исследований и доступа к экспертам по климату, например, помогает определить, ухудшается ли сама физическая угроза или нет, последствия для различных типов опасностей и как это варьируется в зависимости от региона. Именно здесь академические исследования и инновации могут объединиться, чтобы перенести новые климатические исследования непосредственно в страховую отрасль и создать действенные идеи», — говорит он.
У Жоссе есть несколько посланий страховому рынку по поводу изменения климата. Он говорит, что большинство страховщиков довольно поздно расширили свои традиционные услуги по предотвращению пожаров до экспертизы климатических рисков, и им следует расширить свою техническую помощь и сделать свои данные доступными для своих клиентов.
Кроме того, он говорит, что угроза отсутствия покрытия для большинства уязвимых активов возрастает в краткосрочной/среднесрочной перспективе, и страховщики должны быть более прозрачными со своими клиентами в отношении этих активов, поскольку адаптация и возможный переезд требуют времени.
Жоссе признает, что существуют стимулы для предотвращения пожаров на должным образом защищенных активах, но говорит, что страховщики должны распространить эти схемы стимулирования на клиентов, разрабатывающих меры по адаптации к изменению климата.
И, наконец, он отмечает, что корпорации всех секторов вкладывают огромные средства в декарбонизацию своей продукции и деятельности (за счет водорода, низкоуглеродных строительных материалов, возобновляемых источников энергии и т. д.). «Аппетит страховщиков к риску в отношении этих инноваций низок, поскольку страховщики считают, что им не хватает отчетов об убытках и перспективы. Корпорации и страховщики должны способствовать техническому диалогу по вопросам анализа и предотвращения рисков, поскольку экологический переход не произойдет, если его не поддержит страховая отрасль», — предупреждает он.
Подготовлено порталом Allinsurance.kz