Растущее значение политических рисков и рисков для устойчивого развития потребует от компаний сбора более разнообразных данных о поставщиках и цепочках поставок, считает Джим Ветекамп, главный исполнительный директор поставщика программного обеспечения для управления рисками Riskonnect.
Covid-19 добавляет нестабильности и без того повышенному политическому риску, что имеет последствия для цепочек поставок, сказал Ветекамп Commercial Risk Europe . В частности, по его словам, растущий национализм, торговые споры, гражданские беспорядки и конфликты угрожают трансграничным цепочкам поставок во всем мире, влияя на спрос и предложение товаров и компонентов, а также на качество продукции и киберриски.
«Компании все чаще испытывают ощутимые последствия политических рисков в условиях растущей политизации бизнеса. Компании должны отслеживать, кому они продают и у кого покупают, поскольку связанные с этим риски могут перерасти в операционные, стратегические, финансовые и репутационные риски. Геополитические риски затрагивают все аспекты ERM», - сказал он.
По словам Ветекампа, за последние два года изменившийся политический ландшафт привел к внезапному замедлению глобализации. Растущая напряженность между США и Китаем, торговые споры и национализм, наряду с этическими и экологическими соображениями, заставляют компании пересматривать цепочки поставок. Например, производители автомобилей и электроники сталкиваются с нехваткой микропроцессоров, вызванной резким увеличением спроса в период сокращения предложения из-за торговых споров, закрытия заводов из-за пожаров и экстремальных погодных условий.
Cпектр и сложность политических рисков, влияющих на цепочки поставок, также увеличивается. В последние годы цепочки поставок стали предметом пристального внимания из-за этических проблем и проблем с правами человека. Предполагаемое использование принудительного труда в Китае, например, требует более пристального внимания к ряду отраслей. Нарушения прав человека в Синьцзяне, где проживает уйгурское население Китая, повлияли на цепочки поставок солнечной энергии, а также на розничных продавцов и производителей одежды и продуктов питания.
Изменение климата также становится проблемой для цепочек поставок, поскольку клиенты и партнеры по цепочке поставок все больше интересуются пониманием устойчивости и отслеживаемости материалов и продуктов. Некоторые группы потребителей взяли на себя обязательство предотвратить вырубку лесов в своих цепочках поставок из-за растущей обеспокоенности по поводу вырубки тропических лесов для выращивания пальмового масла или выпаса скота. Кроме того, ЕС требует от банков и страховщиков раскрывать информацию об устойчивости своих операций, инвестиций, кредитов и андеррайтинга.
Ветекамп прогнозирует, что компаниям будет все больше и больше необходимо собирать данные о более широком спектре рисков цепочки поставок, чтобы соответствовать экологическим, социальным и корпоративным требованиям (ESG), а также требованиям инвесторов, клиентов и партнеров по цепочке поставок. Эти заинтересованные стороны захотят знать происхождение товаров и услуг, а также их влияние на окружающую среду и общество. В то же время растущие политические и экологические риски потребуют от компаний сбора более подробной информации о своих цепочках поставок.
«Организациям нужно будет спросить себя, какие доказательства им нужны о том, как они работают, и что требуется для соблюдения нормативных требований во все большем числе областей. Мы видим от клиентов необходимость сопоставления данных, связанных с политическими рисками, таких как ранние предупреждения о политических событиях и нестабильности, а также данные об их собственных операциях и цепочках поставок», - сказал Ветекамп.
Компаниям необходимо начать сбор данных о своей деятельности и цепочках поставок в нескольких ключевых областях. Например, компаниям необходимо будет все в большей степени учитывать экологические факторы, такие как потребление энергии и воды, а также здоровье и безопасность, права человека, коррупцию, разнообразие и инклюзивность, а также устойчивость. При этом важно иметь надежную стратегию управления рисками третьих сторон, чтобы избежать связи с поставщиками, которые могут быть вовлечены в злонамеренные, неэтичные или неустойчивые действия, а также с террористическими группами, считает эксперт.
По его словам, такая информация уже востребована потребителями, коммерческими клиентами, банками и страховщиками и будет становиться все более важной для доступа к финансам, страхованию и рынкам. Потребление энергии и выбросы становятся важным фактором для логистических компаний и станут ключевым фактором при выборе транспортных средств в будущем.
Ветекамп считает, что менеджеры по рискам имеют все возможности для управления проектами по сбору данных о рисках для целей соблюдения нормативных требований и ERM. «Многие организации ищут лидерство в этом вопросе, а менеджеры по рискам могут выявлять критические риски и иметь централизованный доступ к информации о рисках», - сказал он.
Некоторые компании собирают данные, связанные с политическими и экологическими рисками, но это, как правило, «неоптимально», поскольку сосредоточение внимания только на этих двух областях исключает полную картину рисков. «Недостаточно изучить внешние факторы. Необходимо учитывать данные на всех уровнях цепочки создания стоимости, чтобы получить всестороннее представление о рисках», - сказал эксперт.
Истинные стандарты отчетности ESG все еще развиваются, но, по словам Ветекампа, компании должны думать о базовых данных, которые помогают понять текущий ландшафт рисков ESG, аппетит к риску и цели.
«Этот ландшафт рисков в той или иной степени влияет на каждую вертикаль, и его необходимо учитывать при планировании рисков. Клиенты, инвесторы и операторы потребуют этого. Есть некоторые базовые действия, которые компании могут начать прямо сейчас, и их не нужно будет повторять по мере развития требований. Каналы сбора данных, категоризация рисков и инфраструктура отчетности - все это основные требования. Даже если сегодня компании не просят об этих вещах, они могут начать использовать эти данные для информирования своей команды и выработки стратегии, а также проактивно продвигать свою позицию по критически важным темам ESG / CSR», - сказал он.
Ветекамп посоветовал риск-менеджерам понять цели своей организации, связанные с экономикой нулевых выбросов, климатом и целями ESG. Затем они могут начать классифицировать эти цели в контексте риска.
По его мнению, они могут рассматривать эти проблемы с точки зрения управления, воздействия на климат, согласования ESG с созданием ценностей и воздействия на людей, окружающую среду и стратегию. Кроме того, он считает, что менеджеры по рискам должны привлекать заинтересованные стороны на протяжении всего процесса планирования и начального процесса, включая такие группы, как руководство коллег, ИТ, заказчики и сообщество поставщиков.
Подготовлено порталом Allinsurance.kz