Поскольку кризис COVID-19 продолжает играть определяющую роль в жизнях миллионов людей во всем мире, в докладе Swiss Re SONAR 2021: «Обзор новых и возникающих рисков» были выявлены угрозы, которые будут определять будущий ландшафт рисков после COVID-19.
Эти возникающие риски варьируются от непредвиденных последствий государственного вмешательства до опасностей перезапуска недостаточно обслуживаемых промышленных предприятий. В отчете также подчеркивается настоятельная необходимость декарбонизации мировой экономики, особенно в области городского транспорта.
Патрик Раафлауб, директор по рискам группы Swiss Re, сказал: «Когда COVID-19 возник в конце 2019 года, мало кто мог предсказать масштабы его воздействия. Многие меры, принятые для смягчения пандемии, сами по себе создали новые риски от увеличивающегося неравенства до опасностей перезапуска недостаточно обслуживаемых промышленных предприятий. Как перестраховщикам важно, чтобы мы как можно лучше понимали эти возникающие риски. Также важно сохранять бдительность в отношении возникающих рисков, которые уже известны, особенно в отношении изменения климата, так как они окажут влияние на нас на долгие годы».
Неравенство доходов и растущий разрыв между богатыми и бедными
Блокировки из-за COVID-19 увеличили разрыв между богатыми и бедными. В то время как многие белые воротнички смогли переехать в домашние офисы и продолжить свою работу, в секторах личных услуг с более низкой заработной платой, таких как розничная торговля, гастрономия и туризм, наблюдалась высокая безработица. В США, например, безработица в сфере досуга и гостеприимства выросла с 5% в начале 2020 года до 40% в апреле 2020 года. В Великобритании безработица в этих секторах достигла пика в 10,9% за три месяца до января 2021 года. Это было значительно ниже, чем в США из-за схемы сохранения рабочих мест правительством Великобритании.
Разрыв в неравенстве доходов - проблема не только для развитых стран. Согласно исследованию Pew, рост среднего класса в мире был на 54 миллиона человек меньше, чем прогнозировалось в 2020 году, причем 60% этого сокращения приходилось на только Индию. В странах, где государственные финансы позволяли предоставлять пакеты помощи, домохозяйства с низкими доходами жили лучше. В США меры стимулирования повысили доходы низкооплачиваемых рабочих в течение первых нескольких месяцев пандемии.
Особое беспокойство вызывает непропорционально сильное воздействие на молодое поколение, уже борющееся с давлением на рынках труда и отсутствием возможностей карьерного роста. Уровень безработицы в 10% для людей моложе 25 лет остается высоким для США, тогда как в Великобритании этот показатель составляет 12%.
Снижение доходов многих слоев мирового сообщества угрожает недавнему росту спроса на страхование на многих рынках. Оно также заставляетделать упор на разработку доступных решений по частному страхованию, чтобы заполнить пробел в защите для сегментов со средним и низким доходом.
Компании-зомби: дилемма отказа от государственных стимулов
Когда COVID-19 охватил весь мир, многие правительства приняли программы финансовой помощи для предотвращения корпоративных банкротств. В США количество банкротств компаний сократилось на 5% в годовом исчислении в 2020 году, что является изменением тенденции повышения темпов с 2017 по 2019 год. Государственные программы стимулирования помогли многим жизнеспособным компаниям остаться на плаву, однако меры стимулирования также поддержали нежизнеспособные фирмы, так называемые «зомби-компании».
Компании-зомби являются потенциальным бременем для финансового сектора, особенно когда речь идет о повышенных показателях кредитного дефолта. Низкие процентные ставки побуждают компании брать банковские кредиты, создавая риск крупномасштабных дефолтов по этим кредитам, когда государственная поддержка иссякает и зомби-компании становятся неплатежеспособными. Институт международных финансов сообщил, что банковские кредиты малым и средним предприятиям в США выросли на 6% в 2020 году.
Чтобы избежать потенциального всплеска дефолтов и банкротств, правительствам необходимо будет тщательно решить, как и когда отозвать пакеты стимулов. В недавнем документе Swiss Re Institute сделан вывод о том, что для устойчивого восстановления экономики политика должна поддерживать предприятия, которые являются жизнеспособными в долгосрочной перспективе, и способствовать упорядоченной реструктуризации нежизнеспособных фирм.
Новые средства городской мобильности для декарбонизации транспорта
Быстрая декарбонизация глобальной производственно-сбытовой цепочки необходима для предотвращения самых экстремальных последствий глобального потепления и изменения климата. Одной из важных задач декарбонизации является транспорт, на который в настоящее время приходится около 24% глобальных выбросов CO 2 от сжигания топлива.
Переход к электромобильности, водородным топливным элементам и альтернативам топлива, не основанного на ископаемом топливе, идет полным ходом и обещает устойчивый ответ на загруженные автомобильным транспортом городские центры. Например, во многих городах уже есть сложные системы микромобильности, такие как электронные скутеры, которые можно арендовать. В будущем открыты возможности для разработки беспилотных транспортных средств для доставки или даже вариантов городской воздушной мобильности, таких как летающие такси с экологически чистым двигателем.
Преимущества революции в чистом транспорте очевидны. Однако появляются новые риски. Градостроители сталкиваются с проблемой создания способов безопасного сосуществования новых электронных транспортных средств с традиционным транспортом и инфраструктурой. Травмы от электросамокатов и электровелосипедов являются потенциальным источником новых требований об ответственности. Кроме того, модель аренды многих из этих новых видов городского транспорта требует обмена личной информацией, что создает риски, связанные с возможной кражей данных. Следовательно, необходимо будет обновить законодательство и нормативные акты, чтобы снизить эти риски.
Пробелы в разнообразии тестирования продуктов и другие технологические риски
Помимо новых рисков, связанных с COVID-19, SONAR Swiss Re также изучил новые технологические риски на мировом рынке. Например, в отчете исследуется важность учета пола, возраста и других факторов при тестировании продукта. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что манекены для краш-тестов и медицинские испытания могут потребовать более точного отражения демографических изменений, чтобы повысить безопасность автомобилей и медицинскую безопасность.
Другие темы отчета SONAR за этот год включают: долгосрочное бремя COVID-19 для здоровья, риски перезапуска промышленных установок, которые находились под недостаточным контролем или не обслуживались во время пандемии, а также этика цифрового подталкивания.
С полной версией отчета можно будет ознакомиться в разделе сайта «Аналитические исследования»
Подготовлено порталом Allinsurance.kz