29
Пт, март

Компании рискуют потерять более 40% годовой прибыли из-за потрясений в цепочке поставок

Supply Chain ManagementКомпании рискуют потерять более 40% годовой прибыли один раз в десятилетие в мире, которому угрожают торговые войны, кибератаки, пандемии и изменение климата, согласно McKinsey & Co., которая оценивает, что кризис COVID-19 может привести к экономическим глобальным потерям в размере $5 трлн.

Консалтинговая компания из Нью-Йорка в отчете, в котором анализируются 325 компаний в 13 отраслях, дает количественную оценку того, что компании по обработке данных почувствовали после цунами, обрушившегося на Японию в 2011 году: антропогенные и стихийные бедствия становятся все более серьезными, частыми и дорогостоящими, и что цепочки поставок по всему миру должны адаптироваться, чтобы снизить риски для выживания бизнеса.

«Среднестатистическая компания может ожидать перерыв в производстве от месяца до двух каждые 3,7 года, что невероятно часто», - сказала Сьюзан Лунд, партнер McKinsey Global Institute. «Так что, хотя вы не знаете, каким будет следующий шок, факт в том, что в большинстве отраслей они стали весьма значительными».

Установив частоту сбоев, McKinsey смоделировала возможные финансовые последствия. В отчете говорится, что самый серьезный шок, продолжающийся 100 дней, может привести к потере годовой прибыли в некоторых отраслях.

Согласно отчету, на пять секторов, наиболее подверженных шести потрясениям, приходится около $4,4 трлн годового экспорта, или около четверти мировой торговли. Эти отрасли промышленности: оборудование связи, одежда, нефтепродукты, транспортное оборудование и горнодобывающая промышленность. Наименее уязвимыми являются продукты питания и напитки, фармацевтические препараты, изделия из металла, дерева и медицинские устройства.

«Стирание» $5 триллионов

McKinsey начала свое исследование в конце прошлого года, когда торговая война между США и Китаем казалась серьезным ударом по мировой торговле. Затем пандемия стала «источником всех потрясений в цепочке поставок», потенциально вызвав убытки в размере $5 трлн, «если мы перейдем к среднему сценарию, который мы моделируем», - сказала Лунд.

«Компании, которые не знали, что у них есть какая-либо связь с Уханем, узнали об этом», - сказала она, имея в виду центральный китайский город, где вирус впервые появился в прошлом году.

По мере того, как компании переоценивают компромисс между эффективностью и устойчивостью, многие рассматривают возможность более географически разбросанных поставщиков, особенно в других местах, помимо Китая.

Однако в отчете McKinsey подсчитано, что производство, составляющее от 16% до 26% мировой торговли на сумму от $2,9 до $4,6 трлн, может реально перемещаться через границы в течение следующих трех-пяти лет.

Для трудоемких отраслей, таких как текстильная, швейная и мебельная, есть хороший аргумент в пользу переноса производства из Китая в такие места, как Бангладеш, Вьетнам, Индия или Эфиопия.

Но для таких областей высоких технологий, как полупроводники, все наоборот, сказала Лунд. «Нет никакого экономического обоснования для инвестирования за пределами установленных передовых кластеров за пределами Тайваня и Южной Кореи, потому что это огромные, массивные капиталовложения, огромная экономия на масштабе и узкоспециализированное производство», - сказала она.

Региональные центры

Лунд считает, что пандемия ускорит переход к региональной торговле, как у автомобильной промышленности есть три центра в Азии, Северной Америке и Европе.

Тем не менее, перенос производства «ближе к дому» может снизить некоторый риск, но он может быть бесполезен для уменьшения геополитических вспышек, которые приводят к более высоким тарифам, другим препятствиям для торговли, таким как экспортный контроль или даже полномасштабные торговые войны.

В отчете McKinsey цитируется исследование Всемирного банка, показывающее, что 80% торговли приходится на страны с ухудшающимися показателями политической стабильности.

«В этом контексте вам нужно начать думать о некоторых вещах, которые пять или 10 лет назад, возможно, вы не планировали по сценарию», - сказал Эд Баррибалл, партнер McKinsey и соавтор отчета. «Что, если этот тариф вступит в силу? Это то, от чего мы пострадаем, или от чего мы потенциально могли бы стать устойчивыми?»

Подготовлено порталом Allinsurance.kz