Все задаются вопросом, когда Китай вернется к нормальному графику работы своих предприятий. Хотя может показаться заманчивым рассмотреть прошлые эпидемии или забастовки рабочих, чтобы оценить, насколько быстро это может произойти, остановка производства из-за коронавируса больше напоминает стихийное бедствие, чем что-либо еще. Ситуация может даже ухудшиться.
Промышленная активность в Китае остается сильно подавленной. Один трекер показывает еще более резкое, хотя и более короткое падение, чем мировой финансовый кризис в 2008 году. Потребление угля на шести крупных электростанциях значительно ниже нормальных эксплуатационных уровней в это время года. По данным Goldman Sachs Group Inc., время доставки глобальных поставщиков увеличивается, особенно в Германии и Японии. Компании, которые вернулись к работе, изо всех сил пытаются развернуться на полную мощность. Хотя в последние дни некоторые меры государственного контроля ослабли, строгие карантины в ключевых производственных центрах продолжают сказываться.
Большинство сотрудников остаются дома, и теоретически все может вернуться к нормальной жизни, когда 300 миллионов китайских рабочих-мигрантов вернутся на свои рабочие места. Но сейчас это выглядит нереальным. По данным Jefferies Financial Group Inc., до марта возобновится от 20% до 30% производственных мощностей. Ко второму кварталу эта доля достигнет 60–80%.
Например, перерывы из-за забастовки, которые имеют конечные сроки, могут задержать поставки на несколько недель, так же как и экономический удар от тяжелого острого респираторного синдрома в 2003 году был относительно недолгим. Напротив, такие события, как ураганы, пожары и наводнения, имеют долгосрочный эффект. Заводы разрушаются, дороги становятся труднопроходимыми, а логистические маршруты нарушаются. Компании исчерпывают доступные запасы и до тех пор, пока не начнутся работы по реконструкции, трудно заставить промышленные механизмы вращаться.
Ежегодно во всем мире происходят сотни стихийных бедствий, которые угрожают жизни и средствам существования. По данным Федерального агентства по чрезвычайным ситуациям, в США от 40% до 60% малых предприятий никогда возобновляют свою деятельность после катастроф. Волновые эффекты могут быть серьезными и каскадными в глобальном масштабе. Исследование 41 крупной катастрофы в США показало, что 1 доллар потерянных продаж для поставщиков привел к убыткам в 2,4 доллара для их клиентов из нижестоящего сектора.
Рассмотрим землетрясение в Японии в марте 2011 года, четвертое по величине за всю историю наблюдений. Объем производства в марте месяце упал на 15 процентных пунктов и не восстановился до августа. Промышленное производство транспортной техники переориентируется на экспорт. Японские автопроизводители, в том числе Toyota Motor Corp. и Honda Motor Co., в марте сократили производство на внутреннем рынке на 63%.
Пострадали и американские компании с большой зависимостью от японских запчастей. Большая часть года потребовалась, чтобы вернуть уровни производства на тот уровень, где они были до землетрясения. Производство в США упало на 1% в апреле и оставалось низким в течение почти шести месяцев.
Распространение коронавируса будет еще более разрушительным. Начиная от своей крупной сети портов и промышленных парков до миллиардов юаней в виде субсидий, Китай является нервным центром мирового производства. В 2015 году на долю страны приходилось почти четверть доли добавленной стоимости в мировом импорте. Просто не хватает альтернативных поставщиков для важнейших, если не базовых, деталей, производимых тысячами малых и средних компаний Китая. Даже если Пекин предоставляет наличные деньги, предприятия сталкиваются с бременем регулирования повторного открытия и нехватки рабочей силы. Исследования показали, что сетевой эффект будет усиливаться и он будет пролонгированным.
Проблема в том, что China Inc. не вернется к работе до тех пор, пока это не сделают малые и средние предприятия. Несмотря на то, что норма прибыли варьируется в зависимости от сектора, для производителнй так называемых промежуточных ресурсов, которые поставляются по всему миру, настало самое трудное время. Опрос 2240 таких компаний показал, что более 90% респондентов задержали возобновление бизнеса. Большая часть еще не решила, когда они откроются.
Даже такие компании, как Toyota и Honda, изо всех сил пытаются запустить производство в Китае, учитывая их зависимость от местных производителей запчастей. Компании частично возобновили работу на некоторых заводах по состоянию на прошлую неделю.
Чем дольше предприятия закрыты, тем выше вероятность того, что цепочки поставок начнут разрушаться, поскольку у фирм заканчиваются запасы и комплектующие. И даже когда они вернутся, фабрики не начнут работать также, как до остановки. Например, совместное производство Volkswagen AG с China FAW Group Co. было возобновлено на четырех заводах на прошлой неделе, но полноценно производство не будет работать до мая. Производитель попытается возместить убытки к ноябрю, по словам руководителя производства, цитируемого в государственной газете China Daily. И это выглядит оптимистично.
Между тем у производителей мало вариантов. Из-за затрат и цен компании теперь зависят от бережливых цепочек поставок. Все достижения в производстве, такие как знаменитое «точно в срок» Toyota, основаны на минимальных запасах и коротких сроках. Похоже, это может иметь неприятные последствия, как сказал на прошлой неделе президент Toyota Акио Тойода: «Автомобили имеют широкую элементную базу, и есть разные вещи, такие как состояние поставок запчастей, о которых вы не знаете, пока не приведете все в движение».
Вполне естественно искать сравнения, которые положат конец этому кризису. Знание того, что количество случаев атипичной пневмонии через несколько месяцев сократилось, а экономика в конечном итоге восстановилась, может в определенной степени успокоить. Тем не менее, мы начинаем видеть, что вспышка коронавируса имеет мало прецедентов. Это может быть только вопросом времени, прежде чем этот эпизод станет ориентиром для будущих сбоев.
Подготовлено порталом Allinsurance.kz