Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев в своём Послании народу Казахстана от 14 декабря 2012 года поставил новую стратегическую цель дальнейшего развития страны - вхождение в число 30 наиболее развитых стран мира к 2050 году.
Основные контуры модернизации экономики очерчены в Концепции по вхождению Казахстана в число 30 самых развитых государств мира, утверждённой Указом Президента Республики Казахстан от 17 января 2014 года № 732. При этом в качестве базовых ориентиров были взяты показатели стран - членов Организации экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР).
Реализация данной стратегии потребует проведения преобразований в системе здравоохранения и её приближения к стандартам стран - членов ОЭСР ввиду наличия ряда проблем.
Так, Казахстан инвестирует в здравоохранение существенно меньше, чем развитые страны мира. Сравнение основных показателей систем здравоохранения стран - членов ОЭСР и Республики Казахстан показывают, что уровень общих расходов на здравоохранение в Казахстане (3,8 % от ВВП) всё ещё отстаёт от аналогичных показателей стран - членов ОЭСР (9,4 % от ВВП), а источники финансирования отрасли не диверсифицированы.
Остаётся нереализованным принцип солидарной ответственности государства, работодателей и граждан за своё здоровье. Существующая в республике политика финансирования здравоохранения за счёт общего налогообложения нивелирует финансовое участие работодателей, а их целевой вклад в развитие здравоохранения остаётся чрезвычайно низким.
Казахстан, инвестируя на цели здравоохранения меньше средств, чем страны с аналогичным уровнем развития и развитые страны, добился гораздо большего прогресса. Так, ежегодный прирост ожидаемой продолжительности жизни при рождении составил 0,57 лет (ЕС - 0,24 года), ежегодный темп снижения материнской смертности в среднем составил 3,4 на 100 тысяч родившихся живыми, ежегодный темп снижения младенческой смертности в среднем составил 1,11 на 1 000 родившихся живыми.
Подобный прогресс демонстрирует не только эффективность инвестиций, но и указывает на возможное истощение резервов дальнейшего развития, и как следствие - снижение эффективности системы здравоохранения. Этому также способствует низкий уровень оплаты труда медицинских работников в Казахстане, составляющий 0,9 к среднемесячному заработку по стране, что в 2-3 раза ниже аналогичного показателя стран - членов ОЭСР.
Процесс решения вышеуказанных проблем будет находиться под давлением глобальных тенденций - старения населения, связанного с этим распространения хронических неинфекционных заболеваний, роста потребления медицинских услуг, и как следствие - увеличения расходов на здравоохранение.
По прогнозам Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан численность населения страны к 2030 году превысит 21 млн человек. В настоящее время расходы на лечение хронических неинфекционных заболеваний уже превышают 50 % от бюджета стационарной помощи, а финансирование самой экономически эффективной формы помощи - первичной медико-санитарной помощи гораздо ниже рекомендуемых 40 %.
С учётом этих факторов необходимо разработать и внедрить новый механизм реализации конституционного права граждан на охрану здоровья.
Данная мера будет реализована нормами нового закона, который позволит реализовать принцип солидарной ответственности, обеспечить финансовую устойчивость, повышение эффективности здравоохранения в условиях модернизации экономики.
Оптимальным способом создания такой системы является внедрение обязательного социального медицинского страхования, при котором чётко прослеживается выполнение обязательств всех партнёров, а целевой характер взносов создаёт стимул для ответственного отношения к здоровью.
С учётом этих факторов необходимо разработать и внедрить новый механизм реализации конституционного права граждан на охрану здоровья.
В этой связи Правительство Республики Казахстан приняло решение о поэтапном введении в Республике Казахстан социального медицинского страхования, что нашло своё отражение в Концепции социального развития Республики Казахстан до 2030 года, утверждённой Постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 апреля 2014 года № 396.
Планом институциональных реформ «100 конкретных шагов дальнейшего государственного строительства» предполагается внедрение в Республике Казахстан обязательного социального медицинского страхования.
Данная мера будет реализована нормами нового закона, который позволит обеспечить финансовую устойчивость и повышение эффективности здравоохранения в условиях модернизации экономики, а также реализовать следующие принципы государственной политики в области здравоохранения, определённые статьёй 4 Кодекса Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения» (далее - Кодекс):
- обеспечение равенства прав граждан на получение безопасной, эффективной и качественной медицинской помощи;
- солидарная ответственность государства, работодателей и граждан за сохранение и укрепление индивидуального и общественного здоровья;
- обеспечение гарантированного объёма бесплатной медицинской помощи;
- приоритетность профилактической направленности в деятельности системы здравоохранения;
- доступность медицинской помощи;
- постоянное повышение качества медицинской помощи;
- социальная ориентированность здравоохранения, направленного на удовлетворение потребностей, нужд населения и улучшение качества жизни.
Одним из способов реализации мер по охране здоровья является предоставление гарантированного объёма бесплатной медицинской помощи, финансирование которого осуществляется государством в соответствии с пунктом 1 статьи 34 Кодекса, а полномочиями по утверждению перечня гарантированного объёма бесплатной медицинской помощи в соответствии с подпунктом 7) статьи 6 Кодекса обладает Правительство Республики Казахстан.
При этом право граждан на бесплатное получение гарантированного законом объёма помощи установлено пунктом 2 статьи 29 Конституции Республики Казахстан, и, следовательно, введение каких-либо новых механизмов не должно ухудшать это право.
В этих условиях нормы нового закона будут:
- устанавливать правовые, экономические и организационные основы социального медицинского страхования как одной из форм обеспечения конституционного права граждан на охрану здоровья;
- определять социальное медицинское страхование как совокупность мер, организуемых, контролируемых и гарантируемых государством по обеспечению населения гарантированным объёмом бесплатной медицинской помощи за счёт средств Фонда социального медицинского страхования.
Принимая во внимание тот факт, что источником бюджетного финансирования гарантированного объёма бесплатной медицинской помощи являются обязательные для каждого в соответствии со статьёй 35 Конституции Республики Казахстан налоги, сборы и иные обязательные и платежи, социальное медицинское страхование должно быть всеобщим и обязательным.
Введение социального медицинского страхования в Республике Казахстан подразумевает создание принципиально новой системы, состоящей из следующих элементов:
- субъектов социального медицинского страхования;
- совокупности норм и правил, устанавливаемых и гарантируемых государством, регулирующих отношения между субъектами системы социального медицинского страхования.
Субъектами системы обязательного социального медицинского страхования являются:
1) плательщики отчислений на социальное медицинское страхование;
2) потребители медицинских услуг(пациенты);
3) медицинские организации, а также физические лица, занимающиеся частной медицинской практикой;
4) субъекты в сфере обращения лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники;
6) единый дистрибьютор;
7) Фонд социального медицинского страхования Республики Казахстан.
В качестве норм и правил, регулирующих отношения между субъектами системы социального медицинского страхования, будут настоящий закон, другие законодательные акты и подзаконные акты.
Обязательное социальное медицинское страхование будет осуществляться на основе следующих принципов:
1) обязательности социального медицинского страхования;
2) солидарном участии государства, работодателей и граждан в финансировании социального медицинского страхования;
3) сбалансированности гарантий и обязательств;
4) использовании средств социального медицинского страхования исключительно для предоставления гарантированного объёма бесплатной медицинской помощи;
5) равенстве в доступе к гарантированному объёму бесплатной медицинской помощи;
6) приоритетности первичной медико-санитарной помощи;
7) обеспечении качества и безопасности медицинской помощи;
8) гласности и прозрачности в деятельности субъектов системы социального медицинского страхования;
Для внедрения обязательного социального медицинского страхования в Республике Казахстан предполагается создание Фонда социального медицинского страхования в организационно-правовой форме некоммерческого акционерного обществ, учредителем и единственным акционером которого будет Правительство Республики Казахстан.
Основной задачей Фонда будет аккумулирование платежей, поступающих от всех плательщиков, а также осуществление закупки услуг, входящих в гарантированный объём бесплатной медицинской помощи, для населения.
Формирование доходов системы социального медицинского страхования будет осуществляться за счёт следующих механизмов:
- обеспечения государством финансирования гарантированного объёма бесплатной медицинской помощи для отдельных категорий населения - детей в возрасте до 18 лет, беременных женщин, а также женщин, находящихся в отпусках в связи с рождением ребёнка (детей), усыновлением (удочерением) новорожденного ребёнка (детей), по уходу за ребёнком (детьми) до достижения им (ими) возраста трёх лет, многодетных матерей награждённых подвесками «Алтын алка», «Кумис алка», участников и инвалидов Великой Отечественной войны, а также приравненных к ним лиц, инвалидов, лиц, обучающихся по очной форме обучения в организациях образования, лиц, зарегистрированных в качестве безработных,пенсионеров;
- внесения работодателями с 2017 года обязательных отчислений на социальное медицинское страхование за работающее население в размере 5 % от ежемесячного фонда оплаты труда;
- внесения работающими гражданами с 2020 года обязательных отчислений на социальное медицинское страхование в размере 1 % от ежемесячного дохода;
Обеспечение финансовой устойчивости, сохранности и целевого использование средств социального медицинского страхования будет гарантироваться государством и установлено нормами нового закона, в том числе:
- целевым характером отчислений на обязательное социальное медицинское страхование и их безвозвратность;
- ведением раздельного учёта собственных средств и активов Фонда;
- исключительным использованием активов Фонда для оплаты медицинских услуг в рамках гарантированного объёма бесплатной медицинской помощи;
- установлением запрета на обращение взыскания на активы Фонда со стороны каких-либо лиц;
- формированием обязательств строго в соответствии с доходами Фонда, основанными на результатах актуарного анализа ожидаемых затрат;
- формированием резервов для покрытия непредвиденных расходов;
- осуществлением инвестиционной деятельности через Национальный Банк Республики Казахстан;
- учётом всех операций по инвестиционному управлению активами Фонда в Национальном Банке Республики Казахстан;
- определением Правительством Республики Казахстан перечня финансовых инструментов для инвестирования активов Фонда;
- введением ограничений расходов на обеспечение деятельности Фонда;
- обязательностью проведения ежегодного аудита;
- регулярной финансовой отчетностью Фонда в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
- установлением требований к руководящим работникам Фонда.
Предоставление гражданам услуг, входящих в гарантированный объём бесплатной медицинской помощи, будет осуществляться субъектами здравоохранения независимо от формы собственности и заключившими соответствующий договор с Фондом.
Отбор медицинских организаций, а также физических лиц, занимающихся частной медицинской практикой, для заключения договора будет осуществляться на основе ясных и прозрачных критериев, учитывающих их конкурентные преимущества и качество услуг.
Гарантированный объём бесплатной медицинской помощи будет формулироваться в виде исчерпывающего перечня списка медицинских услуг и лекарственных средств в зависимости от форм и видов медицинской помощи.
Виды и формы медицинской помощи, входящей в гарантированный объём бесплатной медицинской помощи, будут предоставляться на основе стандартов, к которым относятся клинические руководства, клинические протоколы, стандарты и алгоритмы организации оказания медицинской помощи.
Учитывая поэтапное вовлечение плательщиков в обеспечение гарантированного объёма бесплатной медицинской помощи, оплата услуг, входящих в гарантированный объём бесплатной медицинской помощи, будет осуществляться следующим образом.
С 2017 года ФСМС будут оплачиваться следующие виды и формы медицинской помощи: ПМСП, консультативно-диагностическая помощь (по направлению специалиста ПМСП и профильных специалистов), стационарозамещающая медицинская помощь (по направлению специалиста ПМСП или медицинской организации), специализированная стационарная медицинская помощь (за исключением направлений, финансируемых из средств местного бюджета,
плановая - при наличии направления и показаний для госпитализации, экстренная - вне зависимости от наличия направления), предоставление лекарственных средств и изделий медицинского назначения, применяемых для оказания вышеназванных видов и форм медицинской помощи.
Предоставление с 2017 года других видов и форм медицинской помощи, а также медицинской помощи при наличии психических, наркологических, инфекционных расстройств и заболеваний, туберкулеза и ВИЧ/СПИДа будет осуществляться за счёт средств государственного бюджета вне системы социального медицинского страхования.
С 2021 года ФСМС будут оплачиваться все виды и формы медицинской помощи, входящие в ГОБМП, за исключением высокоспециализированной медицинской помощи.
Высокоспециализированная медицинская помощь будет предоставляться на основе квотирования в пределах имеющихся средств.
Источник: Журнал «Рынок Страхования»