Ноябрьские Встречи перестраховщиков 

Понедельник, 19 ноября 2018
Menu

Концепция обязательного социального медицинского страхования в Республике Казахстан

Президент Республики Казах­стан Н. А. Назарбаев в своём Пос­лании народу Казахстана от 14 де­кабря 2012 года поставил новую стратегическую цель дальнейшего развития страны - вхождение в число 30 наиболее развитых стран мира к 2050 году.

Основные контуры модер­низации экономики очерчены в Концепции по вхождению Казах­стана в число 30 самых развитых государств мира, утверждённой Указом Президента Республики Казахстан от 17 января 2014 го­да № 732. При этом в качестве базовых ориентиров были взяты показатели стран - членов Орга­низации экономического сотруд­ничества и развития (далее - ОЭСР).

Реализация данной стратегии потребует проведения преобразо­ваний в системе здравоохранения и её приближения к стандартам стран - членов ОЭСР ввиду нали­чия ряда проблем.

Так, Казахстан инвестирует в здравоохранение существенно меньше, чем развитые страны мира. Сравнение основных пока­зателей систем здравоохранения стран - членов ОЭСР и Республики Казахстан показывают, что уровень общих расходов на здравоохране­ние в Казахстане (3,8 % от ВВП) всё ещё отстаёт от аналогичных показа­телей стран - членов ОЭСР (9,4 % от ВВП), а источники финансирования отрасли не диверсифицированы.

Остаётся нереализованным принцип солидарной ответствен­ности государства, работодателей и граждан за своё здоровье. Суще­ствующая в республике политика финансирования здравоохранения за счёт общего налогообложения нивелирует финансовое участие работодателей, а их целевой вклад в развитие здравоохранения остаё­тся чрезвычайно низким.

Казахстан, инвестируя на цели здравоохранения меньше средств, чем страны с аналогичным уровнем развития и развитые страны, до­бился гораздо большего прогресса. Так, ежегодный прирост ожидаемой продолжительности жизни при рож­дении составил 0,57 лет (ЕС - 0,24 го­да), ежегодный темп снижения ма­теринской смертности в среднем со­ставил 3,4 на 100 тысяч родившихся живыми, ежегодный темп снижения младенческой смертности в среднем составил 1,11 на 1 000 родившихся живыми.

Подобный прогресс демон­стрирует не только эффективность инвестиций, но и указывает на возможное истощение резервов дальнейшего развития, и как след­ствие - снижение эффективности системы здравоохранения. Этому также способствует низкий уровень оплаты труда медицинских работ­ников в Казахстане, составляющий 0,9 к среднемесячному заработку по стране, что в 2-3 раза ниже аналогичного показателя стран - членов ОЭСР.

Процесс решения вышеуказан­ных проблем будет находиться под давлением глобальных тенденций - старения населения, связанного с этим распространения хронических неинфекционных заболеваний, роста потребления медицинских услуг, и как следствие - увеличения расходов на здравоохранение.

По прогнозам Комитета по ста­тистике Министерства националь­ной экономики Республики Казах­стан численность населения страны к 2030 году превысит 21 млн чело­век. В настоящее время расходы на лечение хронических неинфекци­онных заболеваний уже превышают 50 % от бюджета стационарной помощи, а финансирование самой экономически эффективной формы помощи - первичной медико-са­нитарной помощи гораздо ниже рекомендуемых 40 %.

С учётом этих факторов необ­ходимо разработать и внедрить новый механизм реализации кон­ституционного права граждан на охрану здоровья.

Данная мера будет реализована нормами нового закона, который позволит реализовать принцип солидарной ответственности, обе­спечить финансовую устойчивость, повышение эффективности здраво­охранения в условиях модерниза­ции экономики.

Оптимальным способом созда­ния такой системы является вне­дрение обязательного социального медицинского страхования, при котором чётко прослеживается выполнение обязательств всех пар­тнёров, а целевой характер взносов создаёт стимул для ответственного отношения к здоровью.

С учётом этих факторов необ­ходимо разработать и внедрить новый механизм реализации кон­ституционного права граждан на охрану здоровья.

В этой связи Правительство Республики Казахстан приняло решение о поэтапном введении в Республике Казахстан социального медицинского страхования, что на­шло своё отражение в Концепции социального развития Республики Казахстан до 2030 года, утверждён­ной Постановлением Правительс­тва Республики Казахстан от 24 ап­реля 2014 года № 396.

Планом институциональных реформ «100 конкретных шагов дальнейшего государственного строительства» предполагается внедрение в Республике Казахстан обязательного социального меди­цинского страхования.

Данная мера будет реализована нормами нового закона, который позволит обеспечить финансовую устойчивость и повышение эф­фективности здравоохранения в условиях модернизации экономи­ки, а также реализовать следующие принципы государственной поли­тики в области здравоохранения, определённые статьёй 4 Кодекса Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохране­ния» (далее - Кодекс):

-    обеспечение равенства прав граждан на получение безопасной, эффективной и качественной меди­цинской помощи;
-    солидарная ответственность государства, работодателей и граж­дан за сохранение и укрепление индивидуального и общественного здоровья;
-    обеспечение гарантирован­ного объёма бесплатной медицин­ской помощи;
-    приоритетность профилакти­ческой направленности в деятель­ности системы здравоохранения;
-    доступность медицинской по­мощи;
-    постоянное повышение каче­ства медицинской помощи;
-    социальная ориентирован­ность здравоохранения, напра­вленного на удовлетворение по­требностей, нужд населения и улучшение качества жизни.

Одним из способов реализации мер по охране здоровья является предоставление гарантированного объёма бесплатной медицинской помощи, финансирование которого осуществляется государством в со­ответствии с пунктом 1 статьи 34 Ко­декса, а полномочиями по утверж­дению перечня гарантированного объёма бесплатной медицинской помощи в соответствии с подпунк­том 7) статьи 6 Кодекса обладает Пра­вительство Республики Казахстан.

При этом право граждан на бес­платное получение гарантированного законом объёма помощи установле­но пунктом 2 статьи 29 Конституции Республики Казахстан, и, следова­тельно, введение каких-либо новых механизмов не должно ухудшать это право.

В этих условиях нормы нового закона будут:

-    устанавливать правовые, экономические и организационные основы социального медицинского страхования как одной из форм обеспечения конституционного права граждан на охрану здоровья;
-     определять социальное медицинское страхование как со­вокупность мер, организуемых, контролируемых и гарантируемых государством по обеспечению насе­ления гарантированным объёмом бесплатной медицинской помощи за счёт средств Фонда социального медицинского страхования.

Принимая во внимание тот факт, что источником бюджетного фи­нансирования гарантированного объёма бесплатной медицинской помощи являются обязательные для каждого в соответствии со статьёй 35 Конституции Республики Казахстан налоги, сборы и иные обязатель­ные и платежи, социальное меди­цинское страхование должно быть всеобщим и обязательным.

Введение социального меди­цинского страхования в Республике Казахстан подразумевает создание принципиально новой системы, со­стоящей из следующих элементов:

-    субъектов социального меди­цинского страхования;
- совокупности норм и правил, устанавливаемых и гарантируемых государством, регулирующих отно­шения между субъектами системы социального медицинского страхо­вания.

Субъектами системы обязатель­ного социального медицинского страхования являются:

1) плательщики отчислений на социальное медицинское страхо­вание;
2)  потребители медицинских услуг(пациенты);
3)  медицинские организации, а также физические лица, зани­мающиеся частной медицинской практикой;
4)   субъекты в сфере обращения лекарственных средств, изделий медицинского назначения и меди­цинской техники;
6)  единый дистрибьютор;
7) Фонд социального меди­цинского страхования Республики Казахстан.

В качестве норм и правил, регулирующих отношения между субъектами системы социального медицинского страхования, будут настоящий закон, другие законо­дательные акты и подзаконные акты.

Обязательное социальное меди­цинское страхование будет осу­ществляться на основе следующих принципов:

1) обязательности социального медицинского страхования;
2)  солидарном участии госу­дарства, работодателей и граждан в финансировании социального медицинского страхования;
3)  сбалансированности гаран­тий и обязательств;
4)  использовании средств соци­ального медицинского страхования исключительно для предоставления гарантированного объёма бесплат­ной медицинской помощи;
5)   равенстве в доступе к гаран­тированному объёму бесплатной медицинской помощи;
6)  приоритетности первичной медико-санитарной помощи;
7)  обеспечении качества и без­опасности медицинской помощи;
8)  гласности и прозрачности в деятельности субъектов системы социального медицинского страхо­вания;

Для внедрения обязательного социального медицинского стра­хования в Республике Казахстан предполагается создание Фонда социального медицинского страхо­вания в организационно-правовой форме некоммерческого акцио­нерного обществ, учредителем и единственным акционером которо­го будет Правительство Республики Казахстан.

Основной задачей Фонда будет аккумулирование платежей, посту­пающих от всех плательщиков, а также осуществление закупки ус­луг, входящих в гарантированный объём бесплатной медицинской помощи, для населения.

Формирование доходов си­стемы социального медицинского страхования будет осуществляться за счёт следующих механизмов:

- обеспечения государством финансирования гарантированного объёма бесплатной медицинской помощи для отдельных категорий населения - детей в возрасте до 18 лет, беременных женщин, а так­же женщин, находящихся в отпу­сках в связи с рождением ребёнка (детей), усыновлением (удочере­нием) новорожденного ребёнка (детей), по уходу за ребёнком (детьми) до достижения им (ими) возраста трёх лет, многодетных матерей награждённых подвеска­ми «Алтын алка», «Кумис алка», участников и инвалидов Великой Отечественной войны, а также при­равненных к ним лиц, инвалидов, лиц, обучающихся по очной форме обучения в организациях образова­ния, лиц, зарегистрированных в ка­честве безработных,пенсионеров;
-     внесения работодателями с 2017 года обязательных отчислений на социальное медицинское стра­хование за работающее население в размере 5 % от ежемесячного фонда оплаты труда;
-     внесения работающими граж­данами с 2020 года обязательных отчислений на социальное меди­цинское страхование в размере 1 % от ежемесячного дохода;

Обеспечение финансовой устой­чивости, сохранности и целевого использование средств социального медицинского страхования будет гарантироваться государством и установлено нормами нового закона, в том числе:

-    целевым характером отчисле­ний на обязательное социальное медицинское страхование и их без­возвратность;
-    ведением раздельного учё­та собственных средств и активов Фонда;
-    исключительным использо­ванием активов Фонда для оплаты медицинских услуг в рамках гаран­тированного объёма бесплатной медицинской помощи;
-    установлением запрета на обращение взыскания на активы Фонда со стороны каких-либо лиц;
-    формированием обязательств строго в соответствии с доходами Фонда, основанными на результа­тах актуарного анализа ожидаемых затрат;
-    формированием резервов для покрытия непредвиденных расходов;
-    осуществлением инвестицион­ной деятельности через Националь­ный Банк Республики Казахстан;
-    учётом всех операций по инвестиционному управлению активами Фонда в Национальном Банке Республики Казахстан;
-    определением Правитель­ством Республики Казахстан переч­ня финансовых инструментов для инвестирования активов Фонда;
-    введением ограничений рас­ходов на обеспечение деятельности Фонда;
-    обязательностью проведения ежегодного аудита;
-    регулярной финансовой отчет­ностью Фонда в порядке, установ­ленном законодательством Респу­блики Казахстан;
- установлением требований к руководящим работникам Фонда.

Предоставление гражданам ус­луг, входящих в гарантированный объём бесплатной медицинской помощи, будет осуществляться субъектами здравоохранения независимо от формы собственно­сти и заключившими соответствую­щий договор с Фондом.

Отбор медицинских организа­ций, а также физических лиц, за­нимающихся частной медицинской практикой, для заключения догово­ра будет осуществляться на основе ясных и прозрачных критериев, учитывающих их конкурентные преимущества и качество услуг.

Гарантированный объём бес­платной медицинской помощи будет формулироваться в виде исчерпывающего перечня списка медицинских услуг и лекарствен­ных средств в зависимости от форм и видов медицинской помощи.

Виды и формы медицинской помощи, входящей в гарантирован­ный объём бесплатной медицин­ской помощи, будут предоставля­ться на основе стандартов, к кото­рым относятся клинические руко­водства, клинические протоколы, стандарты и алгоритмы организации оказания медицинской помощи.

Учитывая поэтапное вовлече­ние плательщиков в обеспечение гарантированного объёма бесплат­ной медицинской помощи, оплата услуг, входящих в гарантирован­ный объём бесплатной медицин­ской помощи, будет осуществля­ться следующим образом.

С 2017 года ФСМС будут опла­чиваться следующие виды и формы медицинской помощи: ПМСП, консультативно-диагностическая помощь (по направлению спе­циалиста ПМСП и профильных специалистов), стационарозамещающая медицинская помощь (по направлению специалиста ПМСП или медицинской организации), специализированная стационарная медицинская помощь (за исключе­нием направлений, финансируе­мых из средств местного бюджета,

плановая - при наличии направле­ния и показаний для госпитализа­ции, экстренная - вне зависимости от наличия направления), предо­ставление лекарственных средств и изделий медицинского назначения, применяемых для оказания выше­названных видов и форм медицин­ской помощи.

Предоставление с 2017 года других видов и форм медицинс­кой помощи, а также медицинской помощи при наличии психических, наркологических, инфекцион­ных расстройств и заболеваний, туберкулеза и ВИЧ/СПИДа будет осуществляться за счёт средств государственного бюджета вне си­стемы социального медицинского страхования.

С 2021 года ФСМС будут оплачи­ваться все виды и формы медицин­ской помощи, входящие в ГОБМП, за исключением высокоспециали­зированной медицинской помощи.

Высокоспециализированная медицинская помощь будет предо­ставляться на основе квотирования в пределах имеющихся средств.

 

 

Источник: Журнал «Рынок Страхования»

 

Читайте также...

  • 1
  • 2
  • 3
Пред След

Статистика выездного туризма в Казахстане: итоги летнего сезона 2018 года…

19-11-2018 Просмотров:12

Статистика выездного туризма в Казахстане: итоги летнего сезона 2018 года

Подводя итоги туристического сезона, информационно- аналитический центр (далее - ИАЦ) СК «Kompetenz»...

Некоторые туристические направления в регионе Ближнего Востока и Северной Африки…

19-11-2018 Просмотров:8

Некоторые туристические направления в регионе Ближнего Востока и Северной Африки безопаснее, чем в Европа

Некоторые регионы Ближнего Востока и Северной Африки более безопасны по целому ряду...

Страховая индустрия хорошо зарекомендовавшая себя во время ураганов, а теперь…

19-11-2018 Просмотров:32

Страховая индустрия хорошо зарекомендовавшая себя во время ураганов, а теперь подтвердила свою состоятельность и при лесных пожарах

В нынешнем сезоне с его разрушительными лесными пожарами в Калифорнии и ураганами...

Согласованное заявление в смартфоне: в Латвии заработало приложение для водителей,…

19-11-2018 Просмотров:36

Согласованное заявление в смартфоне: в Латвии заработало приложение для водителей, попавших в аварию

Латвийское бюро страховщиков транспортных средств (LTAB) разработало мобильное приложение LTAB OCTA, с...

Центральный Банк России с 1 января сможет проводить «тайные закупки»…

19-11-2018 Просмотров:38

Центральный Банк России с 1 января сможет проводить «тайные закупки» по всему финансовому рынку

Банк России с 1 января 2019 года получит полномочия проводить контрольные закупки...

Несмотря на одобрение проекта сделки по Brexit, для Лондонского Сити…

16-11-2018 Просмотров:87

Несмотря на одобрение проекта сделки по Brexit, для Лондонского Сити остаются неопределенности

Лондонский Сити предотвратил одну катастрофу после заявления о согласовании сделки по Brexit,...

Глобальные регулирующие органы с опозданием переосмысливают подход к определению системно…

16-11-2018 Просмотров:61

Глобальные регулирующие органы с опозданием переосмысливают подход к определению системно значимых страховщиков

Глобальные страховые регуляторы будут пересматривать критерии для определения страховщиков, считающихся системно важными...

Финансовый сектор не успевает за экономической глобализацией Казахстана

16-11-2018 Просмотров:689

Финансовый сектор не успевает за экономической глобализацией Казахстана

За год приток прямых иностранных инвестиций в страну увеличился на 15,4%. В...

Киберэксперт говорит, что индустрия чрезмерно усложняет киберстрахование

16-11-2018 Просмотров:53

Киберэксперт говорит, что индустрия чрезмерно усложняет киберстрахование

Киберстрахование имеет отношение ко всем видам бизнеса, но страховая отрасль должна сделать...

Как «правильно» получить в суде 3,6 года вместо 2,2 млн…

16-11-2018 Просмотров:48

Как «правильно» получить в суде 3,6 года вместо 2,2 млн руб. за сожженную дачу и баню? Опыт российских страховщиков

Приобретя дом и баню, житель Вологды решил «слегка» нажиться на страховой компании....

ВСС планирует разработать стандарт выявления признаков страхового мошенничества

16-11-2018 Просмотров:48

ВСС планирует разработать стандарт выявления признаков страхового мошенничества

Всероссийский союз страховщиков (ВСС) рассчитывает создать стандарт по выявлению рисков страхового мошенничества,...

Игорь Юргенс: новых игроков на российском рынке страхования с Запада…

16-11-2018 Просмотров:48

Игорь Юргенс: новых игроков на российском рынке страхования с Запада ждать не стоит

Приток западных страховщиков на российский рынок маловероятен, новые игроки придут, скорее, из...

Узбекистан, итоги третьего квартала: драйвером роста остается добровольное страхование (+117%)

16-11-2018 Просмотров:51

Узбекистан, итоги третьего квартала: драйвером роста остается добровольное страхование (+117%)

За три квартала страховщики Узбекистана собрали премий на сумму почти 1.2 трлн....

Страховые компании «КазкоммерцLife» и «Халык-Life» завершили присоединение

16-11-2018 Просмотров:30

АО «Дочерняя компания Народного Банка Казахстана по страхованию жизни «Халык-Life» и АО...

Технологические риски и геополитическая напряженность — важнейшие риски для мирового…

16-11-2018 Просмотров:59

Технологические риски и геополитическая напряженность — важнейшие риски для мирового бизнеса

Наиболее серьезным риском для бизнеса в Азиатско-Тихоокеанском регионе считаются кибернетические атаки, —...

Акишев: Мы проигрываем не только развитым, но и постсоветским странам…

16-11-2018 Просмотров:698

Акишев: Мы проигрываем не только развитым, но и постсоветским странам в страховании

Глава Национального банка Данияр Акишев оценил состояние финансового сектора страны и назвал...

АО СК «НОМАД Иншуранс» запустила программу страхования мобильных телефонов

15-11-2018 Просмотров:58

За девять месяцев 2018 года в Казахстане зафиксировано 31 115 краж мобильных...

От перемены мест слагаемых результат «уходит в минус»

15-11-2018 Просмотров:134

От перемены мест слагаемых результат «уходит в минус»

Рынок страхования жизни во всем мире превалирует в объемах собранных премий, при...

Строго конфиденциально: сколько зарабатывают финансисты и страховщики в Казахстане

15-11-2018 Просмотров:999

Строго конфиденциально: сколько зарабатывают финансисты и страховщики в Казахстане

Согласно данным Комстата, финансисты в Казахстане зарабатывают больше всех, так ли это...

Д. Акишев: страховой сектор РК станет первым сегментом, на котором…

15-11-2018 Просмотров:999

Д. Акишев: страховой сектор РК станет первым сегментом, на котором будут реализованы требования ВТО по доступу на рынок филиалов иностранных компаний

Страховой сектор станет первым сегментом, на котором будут реализованы требования ВТО по...

Cрок внедрения IFRS 17 отложен до 2022 года

15-11-2018 Просмотров:72

Cрок внедрения IFRS 17 отложен до 2022 года

Последние пару лет страховщики и регуляторы активно обсуждали внедрение нового стандарта финансовой...

Топ-менеджеры 140 стран назвали главные риски для бизнеса в разных…

15-11-2018 Просмотров:57

Топ-менеджеры 140 стран назвали главные риски для бизнеса в разных регионах мира

Оценка рисков бизнесом значительно различается в каждом из восьми регионов, которые были...

СК «НОМАД Иншуранс» получила лицензию на страхование ГПО туроператора и…

15-11-2018 Просмотров:44

В соответствии с приказом заместителя председателя Национального банка от 12 ноября 2018...

Галушин: законопроект об иностранных страховщиках ухудшает положение российских компаний

15-11-2018 Просмотров:47

Галушин: законопроект об иностранных страховщиках ухудшает положение российских компаний

В законопроекте о допуске иностранных страховщиков в РФ есть четыре пункта, существенно...