Рост отчислений в ОСМС пройдет на фоне сокращения бесплатной медицинской помощи.
Министерство здравоохранения РК подготовило презентацию (имеется в редакции), в которой изложило основные моменты подготовки к ускоренному внедрению обязательной системы медицинского страхования (ОСМС). Принятие поправок ожидается в мае-июне этого года. А в III и IV кварталах должны быть приняты подзаконные нормативно-правовые акты. Напомним, что в начале февраля с подачи заместителя премьер-министра Ерболата Досаева сроки внедрения ОСМС сократились на год: вместо 2020 года система должна заработать с 1 января 2019 года.
Подготовительные меры предусматривают четыре направления. Задача первого направления – расширить охват населения системой, поскольку основной преградой для старта программы и причиной ее переноса на более поздние сроки как раз явилось огромное число самозанятых граждан, не включенных в систему. Теперь незастрахованное население в количестве 2,5 млн человек (по данным Министерства труда и социальной защиты населения на 01.01.2018) планируют снизить к январю следующего года до 2 млн человек.
Инструментом оптимизации выступит специальная карта мониторинга, которая позволит отслеживать в автоматическом режиме изменение социальных статусов незастрахованных лиц по мере их актуализации или вследствие изменения по ним данных интегрированных информационных систем государственных органов. Дополнительно решается вопрос упрощения регистрации трудовых отношений, а также внедрения единого механизма статистического учета самозанятых. Планируется принять простые налоговые режимы для трудоемких отраслей (для сельского хозяйства и розничной торговли) и снижение налоговой нагрузки на низкооплачиваемых работников. Самозанятых с низким доходом – получателей адресной социальной помощи предлагают включить в льготные категории граждан.
Второе направление подготовительных мер ставит своей целью развитие конкуренции в системе здравоохранения. Основные решения – дерегулирование и снижение барьеров для частных медицинских организаций. А также оптимизация инфраструктуры, развитие государственно-частного партнерства и приватизация объектов здравоохранения.
Согласно статистике Минздрава, в 2017 году в оказании ГОБМП участвовала 1041 медицинская организация (МО), из которых 416 клиник (40%) представляли частный сектор. В 2018 году ожидается рост числа МО до 1385 и доли частных учреждений до 43%.
Третье направление затрагивает информационные технологии в медицинских организациях. Вспомним, что вопрос скорейшего старта ОСМС президент страны увязал с цифровизацией здравоохранения. В презентации Минздрав обещает внедрить информационные системы во всех государственных медорганизациях, интегрировать информационные системы здравоохранения на базе единой платформы и ввести в обращение электронные паспорта здоровья.
Четвертое направление – наиболее подробное из перечисленных разделов – касается новой модели ГОБМП и тарифной политики. Прежде всего, Минздрав намерен привести перечень медицинских услуг в соответствие с выделенным объемом финансирования и установить на услуги адекватные тарифы (в рамках выделенных средств за счет внутренних резервов). А главное, поэтапно ввести сооплату за получение медицинских услуг в системе ОСМС. Последнее – достаточно важный поворот, поскольку пару лет назад Минздрав и слышать не хотел о допуске в систему ОСМС частных страховых компаний. Принцип сооплаты предполагает оказание медицинской помощи в частных клиниках по полисам ДМС, с частичной оплатой этих услуг из системы ОСМС.
Теперь подробнее об оптимизации ГОБМП. Она означает исключение неэффективных, по мнению Минздрава, технологий и передачу высвобожденных средств эффективным технологиям. Так, Минздрав намерен сократить число скринингов с шести до трех при одновременном расширении возрастного диапазона лиц, подлежащих скринингу. Далее планируется сократить 262 хронических заболевания, подлежащих диспансерному наблюдению, и перейти на программы управления 33 заболеваниями. Оптимизация стационарной помощи приведет к исключению из ее перечня 769 диагнозов и 529 операций и манипуляций и переводу их на лечение на амбулаторный уровень или в дневной стационар с оплатой 50% от тарифа.
Если говорить о финансировании, то дополнительная потребность в средствах в рамках действующей модели ГОБМП оценивается в 816 млрд тенге. Из них 246 млрд тенге должны быть потрачены на качественные изменения: на повышение заработной платы медицинским работникам и на увеличение тарифов по обновлению основных средств (для обеспечения равных условий для государственных и частных поставщиков). Еще 570 млрд тенге отнесены на текущие затраты по предоставлению медицинских услуг.
Документ также ставит точки над i в вопросе объема медицинской помощи и круга лиц, допущенных к получению того или иного объема ГОБМП. Так, на полный ГОБМП могут рассчитывать граждане РК, оралманы, иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие в РК. Сокращенный объем (при острых заболеваниях, представляющих опасность для окружающих, в соответствии с перечнем Минздрава) достанется иностранцам и лицам без гражданства, временно пребывающим в РК.
Еще более сокращенный объем (профилактические, диагностические и лечебные услуги в порядке и объеме, определенном Минздравом) предоставят беженцам и лицам, ищущим убежище в РК.
Презентация дает прогнозы макроэкономических показателей с учетом оптимизации ГОБМП. Если в 2017 году расходы на медицину составляли 1,7% от ВВП, или 881 млрд тенге, то к 2025 году расходы достигнут 2,7% от ВВП, или 2,2 трлн тенге. Существенный объем доплат ляжет на плечи работодателей и работников, взносы которых вырастут со 195 млрд тенге в 2019 году до 542 млрд тенге в 2025 году. Финансирование здравоохранения вырастет за указанный период в 2,5 раза, а экономика лишь в 1,6 раза.
При этом, как видно из презентации, Минздрав намерен существенно сократить объем бесплатной обязательной медицинской помощи, переведя часть услуг в систему ОСМС и на платную основу. Таким образом, накачка здравоохранения деньгами налогоплательщиков будет сопровождаться снижением объемов бесплатной медицинской помощи.
Источник: abctv.kz