25
Пн, нояб

Рынок страхования Казахстана готовится работать по новым правилам

Страховым компаниям дадут возможность выдавать онлайн-полисы и предложат страховать туристов на суммы до 17 млн тенге.

 

В распоряжении Forbes Kazakhstan оказался проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам страхования и страховой деятельности». Как отмечают эксперты, этот законопроект – долгожданный для всего рынка, так как накопившиеся проблемы давно требовали определенных решений и действий. Еще в прошлом году прошло два заседания совета по финансовой стабильности при Нацбанке, где рассматривались воп­росы развития страхового сектора.

- Размер страховых премий и активов всех страховых организаций за последние 10 лет не превышал 1 и 2% к ВВП соответственно. Мы проигрываем не только развитым странам (например, в государствах ОЭСР этот показатель составляет 7,5%), но и нашим соседям на постсоветском пространстве, – отмечал председатель Национального банка Данияр Акишев на заседании правительства в конце сентября. – Более того, страховой сектор станет первым, где будут реализованы требования ВТО по доступу на рынок филиалов иностранных компаний. В этих условиях у национального страхового сектора остается не так много времени на обеспечение устойчивой модели развития, позволяющей выдерживать конкуренцию со стороны иностранных игроков. Поэтому изменение среды и вызовы, стоящие перед страховым рынком, требуют дальнейшего совершенствования законодательства.

Нацбанк совместно с АФК (Ассоциация финансистов Казахстана) и страховым рынком разработали концепцию и проект закона о внесении изменений в законодательные акты по вопросам страхования. В начале 2017 были подготовлены сравнительные таблицы по действующему законодательству в этой сфере, которые на тот момент включали в себя четыре кодекса и 26 законов. В настоящее время их объем сократился до трех кодексов и 19 законов: некоторые предложения вошли в другие законопроекты, рассматриваемые парламентом. До того момента, когда ассоциация дала экспертное заключение – в мае, было проведено более 50 заседаний рабочих групп. В них участвовали руководители и специалисты страховых компаний. Также активное участие приняла Ассоциация страховщиков Казахстана. Правительством в конце сентября законопроект утвержден и внесен на рассмотрение в мажилис, где сейчас формируется рабочая группа из числа депутатов, бизнес-сообщества, различных министерств, Нацбанка и АФК.

По данным АФК, в законопроекте много нововведений. Во-первых, прописаны правила для онлайн-страхования, которое даст возможность заключать договоры страхования в онлайн-режиме, без необходимости посещения офиса страховой компании или ее агента. Любой пользователь, зайдя на сайт компании и предоставив соответствующие данные, после проверки о совершении оплаты будет застрахован. Информация о наличии страхового полиса будет содержаться в единой страховой базе данных (ЕСБД). Это будет удобно, считают в АФК.

- Например, сотрудники дорожной полиции смогут при патрулировании выявлять транспортные средства или водителей, не имеющих страхового полиса, – поясняет и.о. председателя совета Ассоциации финансистов Юлия Якупбаева. – Потребителю не нужно будет иметь при себе бумажную форму полиса.

В мире доля онлайн-покупателей составляет 40%. В 2015 79% потребителей выразили готовность купить страховку через электронные каналы в ближайшие годы. Например, более 70% жителей Великобритании покупают страховку посредством телефона или интернета. Во Франции доля клиентов, приобретающих полис онлайн, составляет около 50%, – отмечает в свою очередь Данияр Акишев.

Во-вторых, из новых правил следует, что развитие продуктов накопительного страхования должно быть приоритетом развития всего страхового рынка. Во многих странах мира страхование жизни является одним из самых важных элементов социальной защиты населения. В некоторых страховые компании, прежде всего по страхованию жизни, даже более капитализированы, чем банки.

- В будущем Казахстан тоже к этому придет, но постепенно, – считает Якупбаева. – Сразу после принятия закона, конечно, нельзя ожидать какого-то всплеска на рынке страхования жизни, но будут созданы условия, при которых эти продукты станут более привлекательными.

В-третьих, нововведения коснутся оптимизации некоторых обязательных видов страхования, а именно перехода страхования гражданско-правовой ответственности от туроператоров и турагентов к страхованию самого туриста. Так, по словам Акишева, страхование выезжающего туриста будет осуществляться туроператором в сфере выездного туризма по одной из программ обязательного страхования, в привязке к стране и количеству дней поездки:

- Программы будут соответствовать международным требованиям и продуктам и включать базовые социальные риски, связанные с причинением вреда жизни и здоровью туриста: несчастный случай, экстренную/неотложную помощь, репатриацию. За счет охвата стоимость страхования будет невысокой – около 340 тенге в день. Страховое покрытие – от 3,4 до 17 млн тенге.

В-четвертых, вводится понятие вмененного страхования.

- По сути это одна из форм обязательного страхования, при которой обязанность страховаться вменяется страхователю, – поясняет Якупбаева. – Вмененное страхование фактически у нас уже существует для судебных исполнителей и таможенных брокеров, а предлагаемые изменения определят юридическую основу. Вмененное страхование позволяет компаниям свободно формировать стоимость страхования.

В-пятых, расширяются функции страхового омбудсмена с целью развития досудебного урегулирования на все виды обязательного страхования до определенного лимита ущерба.

Как уже говорилось, все данные будут храниться в единой базе данных.

- ЕСБД будет единой учетной организацией и «хранилищем» по полисам обязательного страхования. Формирование «эталонной базы данных», ее интеграция с другими базами обеспечат достоверность всех данных по клиентам страховых организаций, премиям и выплатам, обоснованность актуарных таблиц и страховых тарифов. Интеграция с информационными системами и базами данных госорганов и организаций позволит проводить удаленную идентификацию лиц, проверку заключения и наличия действующего электронного полиса, – говорит Акишев.

Как отмечают в АФК, в работе с Нацбанком по законопроекту был конструктивный диалог. Проведена такая работа, чтобы не осталось никаких критических возражений ни у страхового рынка, ни у регулятора. По спорам стороны выходили на компромиссные решения. Баланс интересов игроков и потребителей соблюден. На тот момент, когда АФК дала экспертное заключение, возражений, которые рассматривались, не осталось.

Страховые компании же заинтересованы в нормальном развитии рынка, чтобы потребители регулярно пользовались их услугами. Данный законопроект служит этой цели.