PC: В последние годы ценовая конкуренция среди глобальных перестраховщиков в секторе ином, чем страхование жизни (P/C), была ожесточённой и «S & P Global Ratings» не наблюдает никаких признаков тенденции к реверсированию. Сложные условия ведения бизнеса усугубляются низкой доходностью инвестиций в последние годы. Раньше при высоких уровнях прибыли многие перестраховщики использовали доход от своих инвестиционных портфелей для компенсации ограниченной маржи страхования или даже технических потерь.
Поскольку рынок начал смягчаться с 2007 года, мы наблюдали, как некоторые глобальные перестраховщики использовали запасы резервов предыдущего года для поддержки календарного комбинированного коэффициента (низкое значение комбинированного коэффициента демонстрирует лучшие показатели доходности, а комбинированный коэффициент больше, чем 100 %, означает убытки от страховой деятельности).
В 2011 году перестраховщики в секторе страхования ином, чем страхование жизни, высвободили больше резервов, чем в любой другой год начиная с 2006 г. Мы считаем, что такой рост был в значительной степени вызван необходимостью компенсировать материальные понесённые убытки в результате катастрофических событий (около $ 126 млрд застрахованных убытков на всю страховую и перестраховочную индустрию, согласно «Guy Carpenter»). Тем не менее с тех пор уровень высвобождения резервов оставался повышенным на более чем 7 миллиардов ежегодно для 20 перестраховщиков в перестраховочном секторе ином, чем страхование жизни.
В сочетании со снижением стоимости за последние пять лет такие устойчивые уровни высвобождения страховых резервов ослабляют наше видение уровня достаточности резервов перестраховочного сектора иного, чем перестрахование жизни. Мы считаем, что уровень пруденциальности резервов сократился в последние годы, учитывая, что любое увеличение уровня консервативности при установлении уровня резервирования, вероятно, усугубило бы снижение ставки, наблюдаемое в этом секторе.
В результате мы считаем, что капитал и доходы этого сектора стали более чувствительными к разовым шокам, таким как тяжёлые убыточные годы в результате катастроф, или инфляционному шоку.
Консервативное резервирование предлагает долгосрочное конкурентное преимущество
Мы ожидаем, что перестраховщики, которые решили сохранить осмотрительность к своим резервам, создали для себя более безопасную «подушку», на которую они могут рассчитывать. Те, которые высвободили резервы быстрее, напротив, могут обнаружить, что они исчерпали свои возможности для поддержки текущей отчётной прибыли по прошлым резервам.
Значительное расхождение с точки зрения высвобождения резервов, практикуемых перестраховщиками в секторе P/C, затрудняет точное сопоставление их результатов андеррайтинга (диаграмма 1). За цикл перестрахования ожидается, что перестраховщики, которые используют консервативные методы резервирования,получат более стабильные результаты андеррайтинга. Мы объясняем отсутствие шоков в высвобождении резервов тем фактом, что консервативно зарезервированным компаниям, вероятно, потребуется больше времени, чтобы освободить резервы за предыдущие периоды, несмотря на убедительные доказательства растущего количества претензий. С другой стороны, более агрессивные перестраховщики понимают благоприятное влияние высвобождения резервов раньше, а затем испытывают большую волатильность резервов с течением времени.
В последние годы мы считаем, что компании стали быстрее осваивать резервы предыдущих лет. Учитывая, что такие высвобождения используются для компенсации потерь на текущий год, в некоторых случаях стратегия резервирования перестраховщиков влияет на отчётные показатели эффективности за текущий год. Поэтому мы считаем, что перестраховщики с сильными резервами будут испытывать меньшую волатильность в своих финансовых показателях и в то же время будут иметь возможность сохранять свои позиции на рынке.
Мы выделили два основных источника благоприятного развития для уровней резервов в секторе перестрахования.
Уровень пруденциальности резервов в отношении катастрофических событий
Убытки в результате катастрофических событий, как правило, подлежат выплате в течение от двух до четырёх лет - относительно ко
роткий период времени. Это позволяет перестраховщикам освободить резервы для страховых выплат, где зарезервированная сумма выше, чем установленная сумма выплат. После тяжёлых 2011 и 2012 годов мы наблюдали увеличение уровня высвобождения резервов. Тем не менее темпы всё также остаются на высоком уровне, несмотря на относительно низкие убытки в результате катастрофических событий после 2012 года. С 2013 по 2016 год эффект убытков в результате катастрофических событий на комбинированный коэффициент для выбранных перестраховщиков в P/C был в диапазоне от 2,3 до 6,0 % по сравнению с 26,5 % в 2011 году и 10,4 % в 2012 году (диаграмма 2). Учитывая отсутствие относительно крупных катастрофических убытков, мы считаем, что доля в результате катастрофических убытков за предыдущие годы в высвобождении резервов в последние годы будет ограничена.
Тем не менее, любое крупное катастрофическое событие, скорее всего, несёт с собой неопределённость для уровня резерва, например подверженность политическому риску. Как мы видели, после землетрясения в Новой Зеландии в 2010 - 2011 годах выплаты могут также занимать больше времени, чем ожидается изначально. В этом примере неопределённость в отношении оценки достаточности резерва увеличилась из-за различных формулировок, используемых в различных политиках и в результате нескольких судебных решений по зонированию территорий, которые определяли тип населённого пункта(например,наличные деньги или ремонт).
Ограниченные шоковые ситуации в долговременных линиях бизнеса в последние годы
В долговременных линиях, которые включают в себя ответственность третьих сторон, высвобождение резервов, как правило, связано с достаточно длительными претензиями с учётом того, что оценка убытка, как правило, происходит медленно с течением времени. Например, могут быть длительные задержки, прежде чем судебные решения будут доступны или же населённые пункты могут быть больше, чем ожидалось ранее. В последние годы сектор перестрахования испытал некоторые потрясения, которые привели к появлению неблагоприятных претензий. Они включали в себя снижение ставки выплат по страховым случаям (Ogden rate) в Великобритании до -0.75 % с 2,5 % и укрепление резервов по основным первичным страховщикам США для компенсации рабочим и по коммерческим моторным направлениям бизнеса.
Тем не менее мы считаем, что долговременные линии бизнеса были основным источником позитивного развития провизий по страховым выплатам в последние годы. Предполагается, что «мягкая» рыночная среда приносит больше неопределённости в развитии трендов страховых выплат для продолжительных линий бизнеса. Например, в некоторых случаях перестраховщики смягчили условия, однако не в полной мере учли уровень изменения. Предполагается, что процесс может занять некоторое время, прежде чем будет виден какой-то определённый результат.
Как, с нашей точки зрения, «Solvency II» информирует об уровне достаточности резервов
Директива ЕС «Solvency II» повлияла на расширение прозрачности в отношении информации, раскрываемой перестраховщиками в Европейской экономической зоне. В соответствии с «Solvency II» технические провизии раскрываются с наилучшей точностью и, таким образом, могут показать участникам рынка уровень резервов, соответствующий пруденциальным нормативам. Тем не менее явный уровень соответствия пруденциальным нормам редко представляется отдельно, что до сих пор ограничивает нашу способность использовать улучшенное раскрытие информации в Европе.
Тем не менее для компаний, составляющих отчётность по Международным стандартам финансовой отчётности, ожидается, что введение IFRS 17 улучшит раскрытие уровня конфиденциальности, по которым они оценивают свои страховые обязательства.
Присутствует степень субъективности в определении достаточности резервов
Исторический тренд высвобождения резервов необходимо принимать с осторожностью при оценке достаточности резервов, так как количество страховых выплат может в некоторых случаях значительно отклоняться от оценочных показателей. Таким образом, мы считаем, что лучше провести глубокий анализ исторических данных по страховым выплатам компании при оценке адекватности её резервов. Действительно, такой анализ будет также принимать во внимание любые изменения принципов резервирования в оценке уровня достаточности.
Мы используем данные и различные актуарные методики, как описано в наших критериях, чтобы
провести углубленный анализ по резервам в рамках перестраховочного сектора. Согласно проанализированным данным наблюдается широкий диапазон отчислений резервов - от 0 % до 15 % в перестраховании ином, чем перестрахование жизни.
На основе нашего анализа ожидается, что после наступления следующей крупной катастрофы или шокового события перестраховщики, которые были осторожными в обращении с резервами, вероятно, будут испытывать меньшую волатильность в своих годовых показателях. С другой стороны, перестраховщики, которые вкладывают значительную часть избытка своих резервов на поддержку отчётной прибыли, могут наблюдать ухудшение профиля их финансового риска.
Источник: Журнал «Рынок Страхования»