PC: Понятие катастрофных облигаций (cat bonds) стало использоваться после урагана Эндрю в 1992 году и землетрясения Нортридж в 1994 году с одной ясной и в то же время необходимой целью: предотвратить факт стихийного бедствия как экономического бедствия путём передачи рисков инвесторам, готовым покрывать соответствующие убытки.
Такой механизм передачи риска начал использоваться в конце 1990-х годов, однако очень быстро набрал обороты. Несмотря на то, что участники проделали огромную работу по созданию растущего, живого и функционирующего рынка, многое ещё может быть сделано. Правительства могут использовать передачу риска для исключения потенциальных кредитных событий в результате наступления природных катастроф, и что более важно, предоставить поддержку в оказании чрезвычайной помощи и восстановительных работах в районах, подверженных риску природных катастроф, но именно в тех географических зонах, где доступ к страхованию ограничен или не доступен. Мы отвечаем на часто задаваемые вопросы о состоянии рынка секьюритизации страховых рисков (ILS).
Существуют ли потенциальные кредитно-экономические последствия выпуска катастрофных облигаций? Какие секторы скорее всего будут затронуты?
Кредитные последствия - достаточно обширные, с потенциальным эффектом не только на рейтинги, связанные со страхованием, но и на суверенные рейтинги развитых стран, которые потенциально пытаются покрыть экономические убытки.
Ущерб от природных катастроф может повлиять на развитые страны и, соответственно, наши рейтинги. 26 апреля 2011 года мы пересмотрели наш прогноз по суверенному кредитному рейтингу Японии на "АА-", так как среди прочих причин «издержки, связанные с землетрясением, цунами и катастрофой на атомной электростанции 11 марта 2011 года, увеличат бюджетный дефицит Японии». По аналогии снижение кредитного рейтинга Новой Зеландии до «AA» было обосновано «нашей оценкой вероятности того, что внешняя позиция Новой Зеландии будет ещё больше ухудшаться в период, когда фискальные условия страны были ослаблены из-за расходов, направленных на покрытие последствий землетрясений, а также фискальных стимулов для поддержки роста».
Кроме того, мы также приняли соответствующие действия по рейтингу государственного долга из-за урагана. И наконец, в соответствии с нашими критериями, риск, связанный с неблагоприятными событиями, может повлиять на уровень бюджетных затрат.
Есть ли необходимость предоставления покрытия за пределами традиционных областей?
4 октября 2016 года ураган Мэтью 4 категории обрушился на Гаити. По оценочным данным Организации Объединённых Наций, прямой ущерб экономике Гаити был равен $ 2,7 млрд, что составляет примерно 32 % от ВВП страны. Застрахованные убытки составили $ 25 млн (включая выплаты из Карибского страхового фонда катастрофических рисков). Тайфун Хайян на Филиппинах в 2013 году стал причиной экономического ущерба на сумму свыше $ 13 млрд, что составляет 5 % от ВВП страны. Объединяет эти два события то, что общие суммы застрахованных потерь не вызывали переполох в секторах страхования/перестрахования иного,чем страхование жизни, так как были ограничены уровнями застрахованных убытков (то есть был значительный «пробел в покрытии» на этих относительно недозастрахованных рынках).
Согласно «Aon Benfield», в 2016 году стихийные бедствия стали причиной около $ 210 млрд экономических потерь во всём мире, и только 26 % ($ 54 млрд) были застрахованы. Эта разница не ограничивается только менее развитыми и развивающимися странами.
Существуют ли аналогичные возможности в США?
В США существует огромная возможность по передаче рисков в страхование.Так,страхование от наводнений, как правило, осуществляется в рамках Национальной программы страхования от наводнений (NFIP). В отчёте Общего департамента бухгалтерской отчётности (General Accounting Office (GAO)) в феврале 2017 года было отмечено, что «структура ценообразования Программы NFIP в целом не была разработана как актуарно обоснованная в совокупности, так же, как и не была предназначена для создания достаточных средств для полного покрытия всех убытков». Как результат её значительной подверженности финансовым рискам и вызовам со стороны управления и реализации, программа включена в Список с высоким риском в департаменте GAO с 2006 года. Департамент GAO указывает, однако, что Программа NFIP «показывает приверженность к укреплению своей будущей финансовой состоятельности».
Ранее в этом году Программа NFIP приняла меры для ограничения своих убытков, передав $ 1,042 млрд рисков посредством квотирования между 25 перестраховщиками. Мы предполагаем, что перестраховщики взяли на себя этот риск с учётом соответствующей оценки уровней риска. Однако это лишь малая доля риска для американских налогоплательщиков. Отчёт департамента GAO указывает на то, что Программа NFIP в настоящее время должна Казначейству $ 23 млрд.
Опять же, в соответствии с данными «Aon», экономический ущерб от наводнения в августе 2016 года в Луизиане колебался между $ 10 млрд и $ 15 млрд, в то время как страховая сумма составила только $ 3 млрд, или менее 30 % экономических потерь. Кроме того, экономические потери по всем государствам, пострадавшим от сильнейшего шторма Сэнди в октябре 2012 года, по оценочным данным, колебались между 60 и $ 70 млрд, а застрахованные потери составили от 20 до $ 30 млрд.
Катастрофные облигация сами по себе не смогут закрыть такой пробел в покрытии убытков, однако они могут стать важной частью решения покрытия рисков чрезвычайных бедствий.
Достаточно ли капитала для покрытия убытков?
Произошло значительное расширение базы инвесторов и, соответственно, выделение капитала в сектор (диаграмма 1). Выпуск катастрофных облигаций является лишь частью общей картины. Се- кьюритизация страховых рисков (ILS) подпадает под определение альтернативных инвестиций. По оценкам «PricewaterhouseCoo- pers», активы под управление альтернативных инвестиций возрастут до $ 15,3 трлн к 2020 году. В насто ящее время рынок ILS в различных его формах, даже если сумма удвоится к 2020 году, будет составлять только около 1 % альтернативных инвестиций.
В целом рынок ILS (альтернативный капитал) оценивается в $ 86 млрд (диаграмма 2). Эти цифры показывают, что существует огромный потенциал для поступления средств в этот специализированный класс активов. Тем не менее предложение средств превышает спрос на покрытие, которое такие активы могут обеспечить. Менеджеры фондов ILS ищут возможности для задействования капитала в своего рода пространстве катастрофических событий. В настоящее время ущерб от ураганов в США является преобладающим риском, покрывающимся на мировом рынке ILS. Так, менеджеры фонда стараются искать ресурсы за пределами существующих рынков с той целью, чтобы развернуть свой капитал, и одной из областей, на которой они сосредоточены, является устранение пробела в покрытии между экономическими и застрахованными убытками.
Готовы ли потенциальные покупатели нетрадиционных видов страховой защиты признать риски, которые у них есть, и купить покрытие, а инвесторы - покрыть риск?
Всемирный банк рассмотрел данный вопрос, оказывая финансовую поддержку катастрофным облигациям и объекту страхования, который обеспечивает защиту от потерь в результате ураганов и землетрясений в Мексике и Карибском бассейне. Выплаты составили до $ 50 млн мексиканскому правительству от «MultiCat Mexico» в 2012 году и $ 68 млн - различным странам из Карибского страхового фонда катастрофических рисков. Очевидно, что можно сделать гораздо больше. Хотя не ожидается, что страхование будет предоставляться на основе возмещения убытков, инвесторы рынка капитала были готовы обеспечить защиту на параметрической основе. Низкий уровень проникновения страхования не обязательно означает, что данные, использованные при моделировании риска, являются менее надёжными.
Тем не менее мы не подразумеваем, что процесс моделирования является совершенным. В прошлом году в статье в журнале «The Economist» описывалось страхование засухи в Африке. Малави приобрёл страхование от засухи в филиале «African Risk Capacity» («ARC»), который смоделировал риски катастроф для данной сделки. Триггер для выплат был привязан к числу людей (1,39 миллиона), пострадавших от засухи. По данным правительства и международных агентств, в начале 2017 года требовалась помощь 6,5 миллиона человек, однако модель, используемая «ARC», указывала, что только 21 000 человек подвержена риску. Очевидно, что было большое расхождение.
В течение следующих нескольких месяцев «ARC» исследовало данное несоответствие, провело калибровку своих предположений, и обновило результаты. Таким образом, Малави получил выплату в размере $ 8,1 миллиона долларов в ноябре 2016 года. Если бы это была сделка на рынке капитала инвестиций, было бы разумным сделать вывод, что инвесторы сопротивлялись бы проведению повторной калибровки. Таким образом, предполагается, что только модели от компаний, которые обладают определённым уровнем значимости на рынке катастрофических событий, а также считаются независимыми от покупателя страховой защиты, будут апеллировать инвесторам.
Существует ли на самом деле«справедливая цена»?
Для рынков капитала, чтобы взять на себя этот риск, покупатели страховой защиты должны быть готовы платить соответствующую цену за риск. Для риска наводнения в США, несмотря на то, что рост стоимости в результате закона Biggert-Waters замедлился в 2014 году, впоследствии определённый темп роста цен был восстановлен. В докладе департамента GAO говорится, что сдерживание увеличения ставок может увеличить долгосрочную финансовую нагрузку Программы NFIP на американских налогоплательщиков. Что касается уровня соответствующего риска, каждый из трёх основных разработчиков моделей риска предлагает модель, которая оценивает риски наводнений в США. Хотя модели, как правило, относительно новые, однако в своё время были такими же и модели для риска урагана и землетрясения. С учётом текущей концепции исполнительной и законодательной ветвей власти, возможно, сейчас - подходящее время, чтобы обновить стоимость страхования от наводнения для лучшего отражения риска, так же, как и передачи риска для Программы NFIP, тем самым снижая нагрузку на налогоплательщиков.
Принимая во внимание соответствующие выгоды, инвесторы, скорее всего, будут заинтересованы в принятии на себя риска наводнений. Недавно была выдана катастрофная облигация, которая обеспечивает защиту от наводнений для Европы (Lion II Re). Независимо от различных причин уровень моря поднимается, а люди продолжают строить вблизи побережья, рек и озёр. 28 апреля 2017 года Закон H.R. 2246 был представлен в Палате представителей США. В своих решениях о том, как обеспечить покрытие для наводнения, было указано: «перестрахование, рынки капитала, катастрофные облигации, перестрахование с обеспечением, «эластичные» облигации и другие ценные бумаги с привязкой к страхованию, а также другие возможности передачи риска». Наводнение представляет собой риск, который не может быть проигнорирован и не должен быть обязанностью налогоплательщика.
Для неамериканских опасностей в начале этого года была основана компания «Alpha Terra Validus I», которая покрывает риски для страхования иного, чем страхование жизни, и в прошлом году основана компания «Market Re Ltd.», которая является перестраховщиком для европейских рисков температур, связанных с тёплыми зимами. Существуют также и другие сделки, однако характерным моментом является то, что покупатель страховой защиты может найти соответствующее покрытие.
Может ли рынок синхронизировать появление новых рисков и спрос со стороны инвесторов?
Сейчас подходящее время, чтобы расширить «опасности вселенной» на рынки инвестиций капитала. В настоящее время существует большое количество капитала, который может быть инвестирован в некредитные, диверсифицированные активы. Стоимость на данный момент низка как никогда. Риски не уходят и уступка реального риска желательна и достижима с помощью катастрофных облигаций, альтернативного капитала и традиционного перестрахования.
Источник: Журнал «Рынок Страхования»