22
Пт, нояб

Состояние и перспективы развития страхового рынка Республики Казахстан

PC: Из выступления Ж. Б. Курманова, директора департамента страхового надзора Национального Банка Республики Казахстан на XI медународной конференции «Страхование в Центральной Азии».

Проведение конференции - это хорошая традиция, чтобы встре­чаться, обсуждать проблемные вопросы, искать решения и обо­значать пути развития страхового рынка. Для Национального Банка Республики Казахстан ежегодная конференция - это площадка, на которой мы обозначаем задачи по развитию рынка. В прошлом году обсуждался большой блок вопро­сов и в нынешнем году Националь­ный Банк подготовил законопроект, который вносит значительные из­менения в деятельность страхового рынка. Об инициативах по измене­нию страхового законодательства я скажу немного позднее, а свою презентацию я хотел бы начать с показателей страхового рынка Республики Казахстан.

На 1 января 2017 года в Республи­ке Казахстан действовали 32 стра­ховые организации, в том числе: 25 компаний по общему страхова­нию, 7 компаний по страхованию жизни, 7 компаний с иностранным участием. Страховые посредни­ки представлены 15 страховыми брокерами, 5 представительствами иностранных брокеров и более чем 10 тысячами страховых агентов. Иные субъекты страхового рынка - это 42 общества взаимного страхо­вания и 59 актуариев.

Инфраструктурные организации - это АО «Фонд гарантирования стра­ховых выплат», Единая база данных по страхованию (ЕСБД), ОО «Обще­ство актуариев Казахстана», страхо­вой омбудсман.

Отмечу отдельные финансовые показатели страхового рынка, на которые стоит обратить внимание. Активы страхового сектора растут хорошими темпами. Для сравнения объём депозитов физических лиц в банках второго уровня составляет 7,5 трлн тенге, активы накопительной пенсионной системы - 6,8 трлн тенге. Страховой сектор, приближаясь по объёму активов к отметке 1 трлн тенге, становится заметным институциональным инвестором, каким он и должен быть, как во всём мире. Учитывая этот факт, в рамках разработанных Националь­ным Банком нормативов мы учли необходимость расширения инве­стиционных возможностей страхо­вых организаций для того, чтобы казахстанские страховщики могли более эффективно инвестировать и в том числе на фондовом рынке Республики Казахстан.

Темпы роста активов в послед­нее время замедлились. Но это объяснимо, поскольку в начале 2000-х годов база была низкая, также сказались кризисные явления как в казахстанской экономике, так и в мировой. Структуру пассивов страховщиков определяют резервы и собственный капитал, дина­мика роста которых также замедлилась.

Объём страховых премий, собранных за 2016 год, составил 357 млрд тенге, что на 24 % больше, чем за 2015 год. Основную долю страховых премий состав­ляет добровольное имущественное страхование - 180 млрд тенге, или 50 % от общего объёма страхо­вых премий. По обязательному страхованию собран 91 млрд тенге (доля - 25 %), по добровольному лич­ному страхованию - 86 млрд тенге (доля - 24 %). Рост страховых премий в 2016 году в основном обеспечен за счёт добровольного имущественного страхования (+48 млрд тенге), в том числе по классам страхова­ния имущества и общей гражданско-правовой ответ­ственности. Объём собранных страховых премий по обязательному страхованию составил 91 млрд тенге, что на 18 млрд тенге больше, чем в 2015 году.

Общий объём страховых выплат (за вычетом страховых выплат по входящему перестрахованию), произведённых в 2016 году, составил 83 млрд тенге, что на 23 % больше, чем в 2015 году. Доля обяза­тельного страхования в страховых выплатах соста­вила 33 % (28 млрд тенге), добровольного личного страхования - 37 % (30 млрд тенге), добровольного имущественного страхования - 30 % (25 млрд тенге). Увеличение страховых выплат в 2016 году обуслов­лено ростом страховых выплат по добровольному имущественному страхованию на 14 млрд тенге по сравнению с 2015 годом, в том числе страховые вы­платы по классу «Страхование имущества» увеличи­лись на 9 млрд тенге.

Страховые премии по обязательному страхо­ванию увеличились на 24 % (+ 18 млрд тенге). Доля обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств (ГПО ВТС) и обязательного страхования работника от несчастных случаев (ОСНС) в страховых премиях по обязательному страхованию составила 95 %. Потен­циал роста в обязательных классах, за исключением ОС ГПО ВТС, всё ещё значительный. Наибольшую долю в сумме страховых выплатах по обязательному страхованию также занимает ГПО ВТС - 82 %.

Cтраховые премии по добровольному личному страхованию увеличились на 4 % (+ 3 млрд тенге), но темпы роста довольно низкие и в основном рост обеспечен аннуитетным страхование и страхованием жизни. Страховые выплаты по добровольному лично­му страхованию уменьшились на 1 % (- 1 млрд тенге). Основную долю выплат (55 %) составляют выплаты по страхованию на случай болезни.

Страховые премии по добровольному имуществен­ному страхованию увеличились на 36 % (+ 48 млрд тен­ге) и по сути стали одним из основных драйверов роста совокупных премий, а страховые выплаты увеличились ещё более значительно - на 125 % (+ 14 млрд тенге). Рост объёма выплат, с одной стороны, демонстрирует эффективность страхования, но с другой стороны - заставляет обратить внимание на качество рисков, с которыми работают страховые компании.

Объём страховых премий, переданных на пере­страхование нерезидентам Республики Казахстан за 2016 год составил 113 млрд тенге, или 32 % от сово­купного объёма страховых премий, также доля перестраховщиков-нерезидентов в об-щем перестраховочной портфеле составила 86 %. Из общей суммы перестраховочных премий наибольший объём пере­дан перестраховщикам Великобри­тании (26 %) и Германии (16 %). Положительная динамика роста показателей доли перестрахования у нерезидентов говорит о том, что казахстанские страховщики уже вряд ли смогут обеспечить большее удержание рисков внутри страны и при этом необходимо не допустить чрезмерного увеличения концен­трации рисков внутри страны. Также мы считаем, что внутрен­ний перестраховочный потенциал казахстанского рынка недооценён и стоит активнее развивать техноло­гии национальных перестраховоч­ных пулов,сострахования на осно­ве лучшего международного опыта. Кроме того, в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) так­же рассматриваются перспективы организации единой перестрахо­вочной ёмкости, но это направле­ние требует серьёзной проработки, поскольку рейтинговые подходы, используемые в Казахстане, огра­ничивают доступ наших партнёров по ЕАЭС на казахстанский пере­страховочный рынок, а взаимный интерес у наших перестраховочных рынков, конечно же, есть.

В отношении индикативных показателей страхового рынка хочу повторить ранее сказанное, что ди­намика развития страхового рынка - положительная, но его потенциал ещё далеко не использован. Два ключевых показателя, которые во всём мире используются для сравнения страховых рынков, - это доля страховых премий в ВВП (в Республике Казахстан - 0,8 % по состоянию на 01.01.2017 г.) и объём премий в расчёте на душу населе­ния (в Республике Казахстан - $ 60 по состоянию на 01.01.2017 г.) в Респу­блике Казахстан в 2-3 раза ниже, чем соответствующие показатели в развивающихся странах, и в сотни раз ниже, чем в развитых странах.

Оправдание таких показателей низким платёжеспособным спро­сом или низкой финансовой гра­мотностью населения по меньшей мере не состоятельно, поскольку страны с аналогичной экономи­кой (к примеру, Турция, Индия) имеют сравнимо более высокие показатели, чем Казахстан. Прежде всего, наверно, нужно говорить об уровне доверия страховому рынку, качестве страховых продуктов и процессов урегулирования убыт­ков, проникновении обязательного страхования. Именно на эти вопро­сы мы и обращаем пристальное внимание в рамках законопроекта, который в 2017 году будет вносить изменения в 4 кодекса и 26 законов Республики Казахстан.

Основными программными до­кументами, которыми мы руковод­ствуемся при разработке изменений,являются: Концепция развития финансового сектора Республики

Казахстан до 2030 года, Программа по развитию сферы услуг в Респу­блике Казахстан до 2020 года, План законопроектных работ Правитель­ства Республики Казахстан на 2017 г. Изменения предусмотрены по трём основным направлениям.

Развитие обязательного и до­бровольного страхования. В рам­ках этого направления предусма­тривается введение онлайн-услуг по страхованию и использование электронных страховых полисов. Особое внимание мы уделяем тому, чтобы не только продажи, но и постпродажное обслуживание, а в дальнейшем и урегулирование убытков должно быть доступно страхователям в режиме онлайн. Но здесь становится очень важным вопрос мошенничества, поэтому продажи онлайн-полисов будут разрешены только через официаль­ный ресурс страховой компании.

Мы считаем важным решение накопившихся проблем в страхо­вании туроператора и турагента и повышение эффективности ме­ханизмов защиты казахстанских туристов. В связи с этим иницииро­ванные изменения повышают за­щиту именно туристов как конеч­ных бенефициаров. Существующее страхование ответственности туро­ператора и турагента без конкретно прописанных рисков и процедуры страховых выплат работает по большей части формально и даль­нейшее его развитие имеет слабые перспективы. В отношении страхо­вания интересов туриста мы видим большие перспективы, поскольку в этом случае каждый турист будет знать, какой объём рисков покры­вает страховка, которую туропе­ратор в обязательном порядке должен будет включать в состав туристического продукта. Понятно, что для обязательного страхования пакет рисков будет минимальным, но достаточным, чтобы этот продукт не подменял собой добровольные продукты, которые уже существуют на рынке.

Большим направлением для нас является создание условий для развития продуктов накопительно­го страхования жизни и здоровья. Основным стимулом развития накопительного страхования жизни мы видим программы налогового стимулирования, то есть изменение механизма налогообложения по договорам накопительного стра­хования жизни, что предполагает исключение налоговых льгот в виде предоставления вычета по страхо­вым премиям по договорам нако­пительного страхования жизни, при этом предусмотрев освобождение от налогообложения индивидуаль­ным подоходным налогом страхо­вых выплат. Это позволит рас­ширить государственные меры по социальной защите населения, повысит уровень сбережений населения, включая формиро­вание целевого капитала, станет дополнительным источником долгосрочного финансирования экономики, будет способствовать выравниванию условий нало­гообложения различных секто­ров финансового рынка и росту поступлений в государственный бюджет.

Оптимизации обязательного страхования и введение вме­нённого страхования - это ещё одно направление реформ. На этом вопросе я хотел бы остановиться подробнее. В развитых странах обязательных видов страхования существуют десятки, но под каждый вид обязательного страхования не создаётся отдельная законода­тельная база. В Казахстане до насто­ящего времени у нас под каждый вид обязательного страхования прини­мается отдельный законодательный акт. Это серьёзно сдерживает рост рынка, не позволяет сформиро­вать рыночные тарифы и условия страхования, подстраиваемые под конкретного клиента. В этой связи мы вводим обязательное вменённое страхование, по которому в нор­мативном акте будет прописано, что какой-либо профессиональ­ный субъект рынка должен иметь страховку, будут обозначены минимальные условия страхова­ния, остальные условия и тарифы будут регулироваться в рамках договорных отношений. В этом случае существует перспектива перевода части классов обязатель­ного страхования во вменённо- обязательную форму, что позволит значительно расширить возмож­ности страхового рынка по участию в инициативах Правительства по отдельным видам страхования профессиональной ответственности и страхованию отдельных видов деятельности. Также это может стать реальной точкой роста для страхового рынка.

Развитие инфраструктуры страхового рынка. В рамках этого направления наши инициативы направлены на обеспечение про­зрачности деятельности страховых агентов. Сейчас агентские сети значительно выросли. С одной стороны - это хорошо, с другой - наблюдается серьёзная зависи­мость страховых компаний от этих сетей. Несмотря на ограничения размера комиссионного возна­граждения, которое предусмотрено по обязательным классам страхо­вания, комиссии в отдельных слу­чаях необоснованно и значительно превышают допустимый предел, а дальнейшее администрирование комиссионного вознаграждения - это не совсем адекватно рыноч­ным условиям. Поэтому одним из способов упорядочивания деятель­ности страховых посредников мы считаем введение прямых продаж посредством онлайн-страхования, что позволит страхователям при­обретать полисы обязательного страхования с законодательно раз­решенной скидкой и будет стиму­лировать продажи обязательного страхования не через страховых по­средников, а напрямую через сайт страховщика. Также будет усилена ответственность агента перед страховой компанией в части договорных отношений, а реестр агентов будет вестись в Единой страховой базе данных, что по­зволит страхователям видеть, интересы какой компании дей­ствительно представляет агент.

По вопросу расширения перечня гарантируемых классов страхо­вания мы - не сторонники мас­штабных изменений. Тем не менее есть позитивный международный опыт, который показывает, что для решения накопившихся проблем в отрасли страхования жизни можно предусмотреть частичное гаранти­рование продуктов аннуитетного страхования и страхования жизни для того, чтобы у населения были гарантии на случай ликвидации страховой компании.

Расширение сферы деятель­ности страхового омбудсмана, института, который давно и успеш­но функционирует в Казахстане, - назрело, поскольку его имеющийся ресурс используется не в полной мере. Предлагается наделение страхового омбудсмана полномо­чиями по урегулированию споров между страховыми организациями, страхователями (застрахованными, выгодоприобретателями) и стра­ховыми организациями, возни­кающих по вопросам не только в рамках обязательного страхования, но и добровольного страхования.

Развитие онлайн-страхование невозможно без обеспечения со­хранности и устойчивости Единой статистической базы данных по страхованию (ЕСБД), поэтому у нас сейчас большие планы совместно с рынком по развитию ЕСБД, включая создание личного кабинета, когда каждый страхователь может про­верить свой страховой портфель и интеграцию с базами данных дру­гих государственных органов.

В части страховых посредников - страховых брокеров у нас возник регуляторный арбитраж. На терри­тории Республики Казахстан есть лицензированные брокеры и есть брокеры-нерезиденты,которые ра­ботают через представительство, то есть условия для брокеров не рав­ны, и мы склоняемся к тому, что в Казахстане должны быть только лицензированные брокеры.

Совершенствование актуарной деятельности будет направлено на внедрение саморегулирования в этой профессиональной деятель­ности и передачи части надзорных функций в профессиональную среду, в частности речь идёт о сда­че квалификационных экзаменов, обучении, актуарных расчётах для общих вопросов страхового рынка и государственных органов.

Совершенствования процедур регулирования и надзора пред­усматривает совершенствование лицензионно-разрешительных про­цедур, совершенствование регули­рования перестраховочной деятель­ности, совершенствование процедур принудительной ликвидации стра­ховых (перестраховочных) органи­заций, меры по дестимулированию недобросовестного поведения на финансовом рынке, мнимых сделок, обеспечению обязательности заклю­чения договоров страхования.


Источник: Журнал «Рынок Страхования»