PC: Из выступления Ж. Б. Курманова, директора департамента страхового надзора Национального Банка Республики Казахстан на XI медународной конференции «Страхование в Центральной Азии»
Текущий пласт проблем обязательного страхования гражданско-правовой ответственности туроператора и турагента связан не столько с несовершенством и практикой исполнения самого закона, сколько с проблемами самой туристической отрасли.
Поэтому хотелось бы для начала сказать о проблемных вопросах действующей системы страхования туроператоров и турагентов и проблемах самой туристической отрасли. Прежде всего - это отсутствие чёткого механизма регулирования и надзора за деятельностью туроператоров, что является первопричиной многих других отраслевых проблем туристической отрасли. В отношении страхования - это отсутствие прямой зависимости объёма страхования от объёма продаж турпродуктов. Это означает, что лимиты ответственности страховщика при наступлении гражданско-правовой ответственности туроператора и турагента могут быть недостаточны для покрытия убытков туристов. И при значительных убытках фактически страховую выплату могут получить только первые обратившиеся туристы, остальные могут остаться без страховой выплаты. Неполноценный андеррайтинг рисков ввиду отсутствия полной статистической базы по туристским услугам и чёткой трактовки гражданско-правовой ответственности туроператора в законодательстве. В международной практике такая ответственность связана с ошибками и упущениями туроператора и турагента, но это очень сложно администрировать и, как правило, доказывать наступление такой ответственности приходится в судебном порядке.
Кроме проблем туротрасли есть ещё и недостатки системы обязательного страхования, такие как: отсутствие перечня страховых рисков, ограниченность страхового покрытия, сложность администрирования и получения страховых выплат, поскольку в большинстве случаев выплаты производятся только по решению суда. Проблема ещё и в том, что обязательное страхование в сложившейся форме не покрывает интересы туристов.
Все перечисленные проблемы вызвали негативные последствия прежде всего для системы обязательного страхования, что стало причиной отказа страховых организаций в осуществлении страхования в туристической отрасли. Так, в 2015 - 2016 гг. из 17 страховых организаций 10 сдали лицензию по данному виду страхования. Основные причины - это следствие усложнения процедур оценки рисков, а в большинстве случаев - неадекватная оценка рисков и вызванная этим геперубыточность - страховые премии, собранные с момента введения обязательного страхования гражданско-правовой ответственности туроператора и турагента стали недостаточны для покрытия страховых выплат, причём 95,5 % страховых выплат осуществлено за последние 4 года. Крупные выплаты последних лет:
1) Июнь 2013 г.: отмена рейсов турецкой авиакомпании «Sky Airline». Страховые выплаты составили 136,5 млн тенге;
2) Июль - август 2014 г.: банкротство туроператора ТОО «Гуль- нар тур». Страховые выплаты составили 264 млн тенге при лимите 10 000 МРП (18,5 млн тенге);
3) Май 2015 г.: мошеннические действия учредителя туроператоров ТОО «Travel System» и ТОО «Tengri Travel System». Страховые выплаты составили 378 млн тенге при лимите по двум туроператорам 20 000 МРП (39,6 млн тенге).
Сравнительный анализ действующей и предлагаемой системы страхования
Параметры |
Действующая система страхования |
Предлагаемая схема страхования туриста |
Страхователь |
Туроператор и турагент |
Туроператор |
Объект страхования |
Имущественный интерес туроператора и турагента, связанный с наступлением гражданско-правовой ответственности перед туристом |
Имущественные интересы туриста |
Страховой случай |
Факт наступления гражданско-правовой ответственности, признанный турфирмой и страховщиком либо по решению суда |
Перечень страховых случаев: - несчастные случаи; - оказание медицинской помощи; - репатриация; - отмена и прерывание поездки; - хищение или потеря паспорта; - ГПО туриста в случае причинения вреда жизни или ущерб имущественным интересам третьих лиц. |
Страховая премия |
Туроператор: не менее 1 % и не более 2 % от страховой суммы Турагент: не менее 1,5 % и не более 2 % от страховой суммы |
Определяется в зависимости от срока путешествия и страны предполагаемой поездки |
Страховая сумма (покрытие) |
не более 10 000 МРП по всем страховым случаям (на всех туристов) |
Определяется по каждому страховому риску в зависимости от страны предполагаемой поездки |
Исключения |
Основания, предусмотренные в Законе и Гражданском кодексе Республики Казахстан, в том числе умышленные действия страхователя |
Основания, предусмотренные в Законе и Гражданском кодексе Республики Казахстан, в том числе умышленные действия страхователя и застрахованного (туриста) |
Текущая ситуация с крупными убытками для страховщиков и мошенническими действиями туроператоров имела негативные последствия и для туристов, поскольку отсутствовала возможность оперативного выезда туриста из страны временного пребывания и покрытия рисков за счёт страхования, турист не мог или несвоевременно получал возмещение ущерба при наступлении гражданско-правовой ответственности турфирмы, кроме того отсутствовала адекватная страховая защита от различных рисков.
В 2015 - 2016 гг. Министерством по инвестициям и развитию Республики Казахстан и Национальным Банком Республики Казахстан на законодательном уровне был принят ряд мер, в частности:
- Внесены поправки в Закон Республики Казахстан «О туристской деятельности в Республике Казахстан» (от 17.11.15 г.) и введена система защиты прав туристов, которая предполагает следующее:
1) создание Фонда защиты прав туристов (перечисление 0,5 МРП с каждого турпродукта);
2) определение администратора системы - корпоративного фонда «Туристк Камкор»;
3) введение требований по наличию у туроператоров банковской гарантии в пользу Фонда (для туроператоров - 5 000 МРП, для туроператоров-фрахтователей - 15 000 МРП).
- Внесены поправки в Закон Республики Казахстан «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности туроператора и турагента» (от 24.11.15 г.) в части расширения оснований для отказа страховщика в осуществлении страховой выплаты, в частности:
1) умышленные действия;
2) действия страхователя, застрахованного и(или)выгодоприобретателя, признанные умышленными (уголовными или административными) правонарушениями, находящимися в причинной связи со страховым случаем.
В настоящее время система защиты интересов туристов в случае выполнения туроператором своих обязательств реализована посредством вывоза граждан (авиа-, ж/д, авто- и водным транспортом), размещением в гостинице, доставкой граждан до места вывоза, организацией питания, но только для туристов, которые выехали за пределы Республики Казахстан. Оплата этих расходов производится администратором системы - корпоративным фондом «Туристк Камкор». Также по-прежнему действует система обязательного страхования гражданско-правовой ответственности туроператора и турагента. Но эта система также не в полной мере защищает интересы туриста и прежде всего тех туристов, которые приобрели турпродукт, но не выехали в туристическую поездку по вине туроператора. Таким образом, ранее предпринятые изменения полностью не решили имеющихся проблем отрасли туризма.
Для их решения при разработке изменений в законодательстве об обязательном страховании теперь учитываются интересы самого туриста и повышение качества оказания услуг. В этой связи инициируемые Правительством и Национальным Банком изменения состоят в следующем:
Предложения Министерства культуры и спорта Республики Казахстан (Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан):
- Дифференцировать туроператорскую деятельность по организационным формам туризма: туроператорская деятельность в сферах выездного, въездного и внутреннего туризма.
- Отменить обязательное страхование для турагентов с увеличением ответственности туроператоров, в том числе в отношении деятельности уполномоченных ими турагентов.
- Определить конкретный перечень страховых рисков, покрываемых обязательным страхованием с целью обеспечения интересов застрахованных - казахстанских туристов.
Предложения Национального Банка Республики Казахстан:
- Переход от обязательного страхования гражданско-правовой ответственности туроператора и турагента к страхованию самого туриста от различных рисков при выезде за рубеж.
- Отменить обязательное страхование гражданско-правовой ответственности для турагентов и установить обязанность туроператора заключать договоры страхования в отношении каждого туриста, выезжающего за рубеж через туроператора.
- Определить наиболее полную карту рисков, с которыми сталкивается турист при выезде за рубеж, и разграничить ответственность страховой организации, Фонда, туроператора и перевозчика.
- Определить перечень страховых рисков, включаемых в различные программы страхования туриста в зависимости от страны (группы стран), в которую (которые) выезжает турист (территории страхования).
Перечень предлагаемых рисков будет ещё обсуждаться со страховыми и туристическими организациями, предварительно он был составлен по итогам обсуждения с международными экспертами и на основе существующих в Казахстане добровольных страховых продуктов. Скорее всего, предлагаемый перечень будет сокращаться до минимально достаточного уровня для того, чтобы не произошло подмены добровольного страхования страховым продуктов в обязательной форме, но чтобы при этом обязательный продукт предоставлял минимально необходимую страховую защиту туристам, выезжающим за рубеж, в особенности по существенным рискам, которые наши туристы не смогут покрыть самостоятельно.
Проект ещё будет обсуждаться, но основная установка, которая поддерживается и Правительством, и Национальным Банком, - это исключение существующих проблем с которыми сталкиваются туристы при приобретении туристического продукта, а также исключение репутационных и финансовых проблем туристической и страховой отрасли в сфере выездного туризма.
Источник: Журнал «Рынок Страхования»