PC: Череда начавшихся в 2012 году дефолтов казахстанских туристических операторов стала основой для переосмысления подходов не только к регулированию туристической деятельности, но и участия страховых компаний в обеспечении страховой поддержки туристической отрасли и туристов.
История пятилетки
Статистика страховых премий и страховых выплат по классу обязательного страхования гражданско-правовой ответственности туроператора и турагента (ГПО ТО и ТА) за последние семь лет свидетельствует о резком росте убыточности этого класса, а отток компаний, которые имеют лицензии по этому классу страхования, говорит о реальном отсутствии интереса у страховщиков перекрывать убытки за счёт более прибыльных линий страхового бизнеса.
Первым убыточным годом для страховщиков стал 2013 год, когда судами Республики Казахстан рассматривалось множество судебных дел по спорам, вытекающим из договоров обязательного страхования гражданско-правовой ответственности туроператоров и турагентов. Предметом спора по этим гражданским делам являлось непризнание страховыми компаниями страховым случаем причинение имущественного вреда туристам посредством отмены авиарейсов авиаперевозчиками, а также мошеннических действий туроператоров. Но судебная практика на основе нечётких норм действующего законодательства практически всегда учитывала интересы только туриста. Фактически страховой рынок стал своеобразным «кошельком», который покрывал убытки турагентов и туроператоров, являющиеся результатом от действий своих коллег по цеху и снимал «социальную напряженность», пока государство беспомощно разводило руками в поисках ответа на вопрос: кто ответит за убытки граждан в результате мошеннических действий туроператоров?
Начиная с 2013 года регулятор туристического рынка в лице Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан (в настоящее время Министерство инвестиций и развития Республики Казахстан) пыталось «исправить ситуацию» и предложить решение сложившейся ситуации, но почему-то перед внесением изменений в соответствующий закон «забывал» посоветоваться со страховым рынком. В результате мы имеем то, что имеем:
1. Закон об обязательном страховании турагентов и туроператоров (ТО и ТА) обрастает «заплатками», которые не меняют ситуации, а фактически предлагают «косметическую» реконструкцию.
2. Страховщики «голосуют ногами», отказываясь от лицензий, и всеми «правдами и неправдами» избегают заключения договоров страхования, о чём свидетельствует снижение количества заключённых договоров почти в 2 раза и уход с рынка почти половины ранее действовавших игроков из числа страховых компаний.
3. Туроператоры и турагенты «прочёсывают» рынок в поисках возможности заключения договора страхования, чтобы не нарушить требование, предписанное законодательством, затрачивая временные ресурсы как минимум.
4. Предложенные механизмы защиты туриста при всей их видимой значимости не решают основного и по сути нерешённого вопроса: кто гарантирует туристу возмещение понесённых затрат в случае мошенничества туроператора?
«Маленькие хитрости» страхового рынка
Компании, которые не сдали лицензии по ГПО ТО и ТА, серьёзно усложнили процесс заключения договора страхования. Раньше этот процесс состоял из двух стадий - приёма заявления на страхование и оформления договора страхования, причём в большинстве случаев ставка страховой премии была на законодательно разрешённом минимуме. Теперь страховщики при принятии заявления на страхование предъявляют туроператору и тура- генту требования по представлению дополнительной документации, которая могла бы предоставить для страховщика информацию о финансовом состоянии страхователя, объёмах его бизнеса и потенциальных рисках, которые связаны с конкретным страхователем. «Нам фактически приходится в отдельных случаях проводить анализ финансово-хозяйственной деятельности туроператора и турагента для того, чтобы принять решение о ставке страховой премии для конкретной компании, - говорит начальник юридического управления АО «Нефтяная страховая компания» Елена Брыскова. - Требования предъявляются на основании подпункта 1) пункта 1 статьи 13 Закона Республики Казахстан «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности туроператора и турагента» от 31 декабря 2003 года № 513-II (далее - Закон ОС ГПО ТО и ТА) и в целях исполнения Закона Республики Казахстан от 28.08.2009 года № 191-IV «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма». Для отдельных туроператоров, турагентов представить требуемые для проведения анализа деятельности документы составляет проблему, многие не заинтересованы в проведении аудита финансовой деятельности, в этой связи туристические компании осуществляют на рынке поиск альтернативных предложений. В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Закона ОС ГПО ТО и ТА
страховщик не вправе отказать страхователю в заключении договора обязательного страхования ответственности туроператора или турагента, но при этом запрос документов, как было отмечено, осуществляется в рамках Закона ОС ГПО ТО и ТА. Для страховой компании в настоящее время это практически единственный способ минимизировать свои риски и после проведения анализа деятельности контрагента мы предлагаем туроператорам/турагентам ставку страховой премии в рамках установленных Законом ОС ГПО ТО и ТА пределов».
Подобные «хитрости» на сегодняшний день являются практически единственным способом защиты страховщика от гиперубыточности по ГПО ТО и ТА, поскольку отказаться от лицензии по обязательному страхованию не совсем просто. При более подробном рассмотрении
вопроса о добровольной сдаче лицензии стали очевидны пробелы в законодательстве, которые ущемляют права страховщиков. В соответствии с пунктом 6 статьи 37 Закона Республики Казахстан от 18 декабря 2000 года № 126-II «О страховой деятельности» для исключения из лицензии на право осуществления страховой деятельности отдельных классов страхования страховая организация должна представить в уполномоченный орган: заявление, копию платёжного документа, подтверждающего оплату лицензионного сбора, и документы, подтверждающие передачу страхового портфеля в порядке, предусмотренном статьёй 37-1 указанного Закона. При этом надо отметить, что передача страхового портфеля по заведомо убыточному классу страхования фактически - не исполнимая задача для страховой организации.
Вместе с тем согласно нормам законов об обязательных видах страхования страховая организация не вправе отказать страхователю в заключении договора страхования при наличии соответствующей лицензии на осуществление обязательных классов страхования. Таким образом, у страховщика отсутствует право отказать в заключении договора обязательного страхования при фактическом намерении отказаться от лицензии на соответствующий класс обязательного страхования. Одним словом, - бег по замкнутому кругу. Но всё-таки «маленькие хитрости» помогли некоторым компаниям из этого замкнутого круга выскочить. Что же будут делать остальные? Как регулятор страхового рынка, который наконец-то в полной мере подключился к решению проблемы, будет решать пласт накопившихся проблем?
«Фантик» имеет значение
Новая парадигма страхования в туристической отрасли - это переход от страхования ответственности туроператора и турагента к страхованию непосредственно туриста. Страхователем будет выступать туроператор, а выгодоприобретателем - турист. Стоимость такой страховки будет «зашита» в стоимости туристического продукта, но нетрудно догадаться, за чей счёт в итоге будет оплачиваться эта страховая услуга.
Автор новой парадигмы - регулятор страхового рынка. Пока предложенный концепт только в общих рамках описывает будущий продукт, то, скорее всего, обсуждать его очень рано, поскольку работа только начата. Но раз уж регулятор страхового рынка решил довести это дело до логического конца, а по всей видимости, это произойдёт уже к концу следующего года, хотелось бы упомянуть об основных «подводных камнях», которые в изобилии будут ожидать туристов и участников страхового и туристического рынков практически на каждом шагу.
Основной упор предлагаемых изменений затрагивает сферу уже налаженного и успешно функционирующего сегмента страхования - добровольного страхования лиц, выезжающих за рубеж. В силу требований отдельных стран или уже вошедших у нас в привычку наших соотечественников не всегда нужно убеждать, что медицинская страховка за рубежом является необходимых атрибутом пребывания в заграничной поездке и не только во время отдыха, но и в случае бизнес- путешествия. В случае включения в обязательное страхование туриста опций по медицинскому страхованию часть бизнеса страховщиков, которые уже специализируются на этом сегменте, «отойдёт» участникам обязательного страхования туриста. С одной стороны, - это стимул к развитию этого страхового продукта, а с другой стороны, - привязка остальных опций к пакету медицинского страхования, таких как имущественное страхование, страхование ответственности, значительно «утяжелит» в итоге страховой продукт и в части стоимости, и в части андеррайтинга. К тому же наличие значительного количества опций страхового продукта с минимальным уровнем страховой защиты (только в этом случае «коробочный продукт» будет иметь приемлемую стоимость для туриста) будет сбивать с толку конечного потребителя, который, как правило, не уделяет времени изучению условий страхования и считает, что страховка решит все его проблемы. А наличие выбора в виде пакетов страховых продуктов, как показывает практика, будет ни к чему, поскольку наши сограждане всегда склоняются к выбору самого дешёвого варианта, за исключением тех, которые уже имели возможность оценить преимущество страховой выплаты в зарубежной поездке.
Наличие опций, которые не стимулируют к добросовестности туриста, а заодно и туроператора (страхование от случаев невыезда, имущественных убытков и ГПО перед третьими лицами), несут для страховщиков определённый моральный риск. Кроме того, данные виды страхования опять-таки могут иметь двойное трактование в рамках судебного разбирательства: страховщик будет вынужден оплачивать убытки, которые формально подходят под определённые страховым продуктом, как это уже происходило в рамках ГПО ТО и ТА.
Именно поэтому опции, лимиты и стоимость страхового продукта, который придёт на смену действующему ОС ГПО ТО и ТА, будут иметь ключевое значение для страховщиков. Если будет понятно, что под видом продукта, который предполагается как защита туриста, будет предложено «прихватить» и часть ответственности недобросовестных туроператоров, то рынок продолжит «голосовать ногами» в момент перехода от одного продукта к другому, когда потребуется смена лицензий, может стать ключевым, когда сдавшие лицензию по одному классу обязательного страхования страховщики не захотят её возобновить по новому страховому продукту.
Вместо заключения
Несмотря на инновационность предлагаемых изменений, всё-таки остаётся открытым ключевой вопрос: кто возместит убытки туристу при дефолте туроператора? В этом направлении никаких идей регулятор страхового рынка пока не озвучил. Если наконец-то вопрос финансовой устойчивости и добросовестности туристического рынка станет прерогативой регулятора туристического рынка и его профессиональных участников, то страховщики могут вздохнуть свободно. Но что-то подсказывает, что просто так туристический рынок не оставит в покое такого «удобного партнёра», как страховщик, особенно когда нужно заплатить за недобросовестного партнёра по бизнесу. Что ж, поживём - увидим...
Источник: Журнал «Рынок Страхования»