В свете драматичных событий вокруг туристической фирмы «Гульнар Тур», актуальным становится вопрос страховой защиты туристов. В данном случае речь идет об обязательном страховании ответственности туроператора и турагента. Между тем, это не единственный продукт страховщиков, который может помочь туристам избежать убытков. Стоит, например, отметить полис от «невыезда», который в Казахстане не снискал популярности.
Напомним, что в конце прошлого месяца клиенты крупнейшего казахстанского туроператора «Гульнар Тур» не смогли вернуться из Турции в Казахстан. Кроме того, «Гульнар Тур» создала проблемы не только застрявшим туристам, но и туристам не вылетевшим. Оказалось, что более 3 тыс. казахстанцев не могут отправиться на отдых в Турцию по уже оплаченным путевкам (статья «Возвращение из турецкого плена»).
В связи с этим возникает вопрос, как минимизировать такие риски, какие механизмы страхования сегодня задействованы, и какие потенциально могли бы быть использованы.
Говоря о страховом продукте, покрывающем риски, с которыми столкнулись клиенты «Гульнар Тур» председатель правления страховой компании «Коммеск-Өмір» Олег Ханин сообщил kursiv.kz, что на сегодняшний день существует обязательное страхование гражданско-правовой ответственности туроператора и турагента, когда в рамках договора объектом страхования является имущественный интерес туроператора и турагента, связанный с их обязанностью, установленной гражданским законодательством Республики Казахстан, возместить вред, причиненный имущественным и (или) иным интересам туриста при осуществлении деятельности по реализации туристского продукта. Помимо этого есть добровольное страхование ответственности, в рамках которого туроператор может застраховаться на сумму, превышающую лимиты ответственности, установленные законом, и с более широким покрытием рисков.
В пресс-службе страховой компании «Евразия» также отметили ОГПО, добавив, что все зависит от условия страхования, и конкретно от покрытия. «Кстати данную компанию мы не страховали в этом году, хотя ранее с ней заключался страховой договор», - уточнили в СК «Евразия».
По данным Национального банка РК, с начала текущего года по состоянию на 1 июля казахстанскими страховщиками по полисам гражданско-правовой ответственности туроператора и турагента было выплачено 79,95 млн тенге. А за весь прошлый год 136,47 млн тенге. Премий же за пять месяцев текущего года было принято лишь 60,8 млн тенге и 100,92 млн тенге за весь предшествовавший 2012 год.
Помимо ОГПО, в страховых компаниях разработаны программы страхования выезжающих за рубеж, условия в которых формируются страховщиками по своему усмотрению, отметил Олег Ханин, сообщив, что к примеру, в «Коммеск-Өмір» помимо страхования имущественных интересов застрахованного, связанных с расходами в результате несчастного случая или при внезапном заболевании, можно застраховать багаж, если он был утерян перевозчиком, а также гражданско-правовую ответственность за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу третьих лиц.
«Не исключено, что с целью защиты потребителей туристских услуг будут инициированы законодательные изменения в этой сфере, - предполагает Олег Ханин. - Так, по сообщению главы Комитета индустрии туризма МИНТ РК, рассматривается возможность увеличения для туроператоров страховых сумм по выплатам до 100 тысяч МРП».
Между тем, говоря о продуктах страхования, которые могли бы помочь туристам избежать убытков, стоит отметить страховку «от невыезда» и не только по вине турфирмы, которую может купить сам турист. Известно, что, к примеру, в России такой полис страховщики предлагают, обычно он включен в турпакет.
Kursiv.kz поинтересовался, почему такого продукта нет в Казахстане. «Страховка «от невыезда» является дополнительной и оформляется по отдельному запросу турагента, - говорят в пресс-службе СК «Евразия». - Такого вида страхования по крайне мере у нас точно нет, так как это совершенно убыточное дело».
В свою очередь глава СК «Коммеск-Өмір» считает, что скорее всего, из-за отсутствия спроса на такой продукт, в казахстанских страховых компаниях он не распространен, но не исключено, что ввиду последних событий, риск невыезда может быть включен в программы страхования выезжающих за рубеж. «Зачастую турист приобретает страховку вместе с турпакетом на минимальную страховую сумму, практически не читая ее условия. Договор страхования лучше заключать в страховой компании, а до подписания внимательно его прочитать, поскольку в нем указаны все исключения и ограничения в страховом покрытии», - посоветовал Олег Ханин. Он также отметил, что в России туристы также не торопятся страховаться на случай срыва поездки, однако, некоторые компании уже страхуют этот риск. При этом от страховой компании требуется наличие лицензии на страхование финансовых рисков в случае несовершения зарубежной поездки. Как правило, страховыми случаями, при которых страховщик производит выплаты, являются: внезапное расстройство здоровья застрахованного лица или его близкого родственника; смерть застрахованного или члена его семьи; а также неполучение визы, необходимой для совершения поездки и другие.
Некоторые компании, по словам Олега Ханина, страхуют и на случай получения страхователем или его попутчиком вызова для выполнения воинских обязанностей, отказа от поездки из-за увольнения путешествующего лица с работы, а также в случае опоздания на самолет, поезд, теплоход или автобус вследствие задержки междугороднего или пригородного маршрутного транспортного средства.
Возможно ежегодные скандалы с «невозвращенцами» все-таки сыграют свою роль, с одной стороны повысив сознательность туристов, а с другой стороны усовершенствовав существующие механизмы страхования.
Возможно ежегодные скандалы с «невозвращенцами» все-таки сыграют свою роль, с одной стороны повысив сознательность туристов, а с другой стороны усовершенствовав существующим механизмы страхования.