Рейтинговая оценка является независимым суждением о финансовом состоянии перестраховочной компании, её капитализации, профессионального уровня её андеррайтинга и риск-менеджмента, а также маркетинговых позиций на рынке.
Эту оценку, на наш взгляд, нельзя назвать абсолютно беспристрастной характеристикой, отражающей все реальные процессы, протекающие в компании. Однако, поскольку ничего лучшего до настоящего времени не придумано, мировое сообщество использует именно этот индикатор для суждения о партнёрах по бизнесу. Это один из наиболее существенных показателей для акционеров и инвесторов о состоянии компании. И наконец, рейтинговая оценка - это пропуск для работы на том или ином рынке.
Ирина ПОСТНИКОВА, кандидат экономических наук, генеральный директор ОАО "Транссиб Ре" |
Второй десяток лет работает на рынке старейшее российское рейтинговое агентство "Эксперт Ра". Оно внесло значительный вклад в создание рейтинговой культуры, познакомило компании страхового рынка России и других стран постсоветского пространства с требованиями, предъявляемыми рейтинговыми агентствами к страховщикам. В 2002 году "Транссиб Ре" впервые получило от него высший рейтинг надёжности перестраховочного покрытия "А++Re". Мы возобновляли его до 2007 года.
Отрадно отметить, что национальные рейтинговые агентства действуют также на Украине. В 2010 году первой из российских компаний украинское рейтинговое агентство "Эксперт-Рейтинг" присвоило "Транссиб Ре" рейтинг устойчивости по национальной украинской шкале на уровне "AАА" ("Самый высокий уровень устойчивости") и по международной шкале РА "Эксперт-Рейтинг" - на уровне "А" ("Высокий уровень устойчивости").
Таким образом, международные рейтинговые агентства "Standard&Poor׳s", "FitchRatings", "A.M. Best" и "Moody׳s" пришли в наши страны на подготовленную почву. Возможно, российский перестраховочный рынок ещё нельзя назвать зрелым с точки зрения всех критериев процесса рейтингования, но первые, достаточно уверенные шаги в этой сфере нами уже сделаны.
Впервые российская страховая компания получила международный рейтинг в 1999 году. На российскую дочернюю компанию "AIG" был распространён рейтинг материнской компании "ААА". Первый собственный рейтинг, полученный самостоятельно в результате полной процедуры рейтингования, появился у страховой компании “Нефтеполис” в 2003 году. Позже страховая компания "СоГаз" приобрела «Нефтеполис».
На сегодняшний день международные рейтинги, в том числе инвестиционного уровня, имеют более 20 страховых и перестраховочных компаний России. Это практически все лидеры национального страхового и перестраховочного рынка.
"Транссиб Ре" начала сотрудничать с рейтинговым агентством "А.М. Best" в 2005 году и рейтингуется в нём по сей день. В 2006 году мы начали рейтинговаться в агентстве "Fitch", а в 2011 году отказались от его услуг. Около 10 лет международное рейтинговое агентство "Standard&Poor׳s" публикует информацию о нашей компании как о нерейтинговой в анализе перестраховщиков по странам в Монте-Карло и Баден-Бадене.
Таким образом, наша компания имеет опыт работы с тремя, всеми признаваемыми агентствами из четырёх.
Вопросы по присвоению международных рейтингов странам и компаниям непосредственно связан с вопросами не только экономической, но и национальной безопасности. Существо проблемы рейтингования заключается в том, что отечественные компании обращаются в международные рейтинговые агентства под воздействием внешних факторов, обусловливающих запреты на работу с нерейтинговыми (низкорейтинговыми) компаниями со стороны национальных страховых надзорных органов. Это не только и не столько собственная инициатива страховщика и его маркетинговый ход.
Все международно признаваемые рейтинговые агентства, как то "Standart&Pооr’s", "Moody’s", "A.M.Best", "Fitch", принадлежат частному американскому капиталу.
С одной стороны, данные рейтинги представляют собой действительно относительно независимое суждение о финансовом состоянии компании, её менеджменте, возможности выполнить принятые обязательства в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе, ориентир для клиентов и акционеров, хорошая реклама. С другой стороны, за собственные и очень немалые деньги страховая или перестраховочная компания становится заложницей рейтингового агентства. При его внезапном негативном высказывании вокруг компании поднимается паника, которая влечёт за собой потерю клиентов и капитала.
Существующие международные рейтинговые агентства были созданы под старую мировую финансовую систему, сегодня этот мир меняется, на рынок вышли новые игроки, интересы которых никак не учитываются, поэтому необходимо обновление данной системы. В то время как все страны мира в той или иной степени испытывали на себе влияние экономических кризисов, рейтинговые агентства снижали национальные рейтинги далеко не всем странам. При падении промышленного производства США, Великобритания и Япония сохраняли и сохраняют свои страновые рейтинги на том же уровне. Страны БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР) со своими низкими страновыми рейтингами оказывают финансовую поддержку высокорейтинговым странам Еврозоны.
Не стоит сбрасывать со счетов и вопросы национальной безопасности. Если международное рейтингование в означенных компаниях является одним из условий вступления страны во Всемирную торговую организацию, то следовало бы задуматься: для чего выдвинуто такое требование? Заметим, что для получения рейтинговой оценки каждая компания раскрывает информацию, даже составляющую коммерческую тайну.
Вспомним примеры "GerlingGlobal", "Royal&SunAlliance", "AIG" и других компаний, сохранявших очень высокие рейтинги, даже когда их проблемы стали очевидными для всех. Понятно, что рейтинговые агентства не несут ответственности за свои оценки, в то же время компании страдают от их негативного мнения довольно существенно.
Справедливости ради надо отметить, что определённые выводы из итогов последнего кризиса рейтинговым агентством "Standard&Poor’s" сделаны. Оно изменило свои критерии.
Нередко мнение рейтинговых агентств бывает довольно субъективным. Разные агентства по-разному оценивают состояние одной и той же компании в одно и то же время.
Отсутствие ясной экономико-политической доктрины развития страны в сфере страхования, продекларированных стратегических целей России на международном финансовом рынке, отсутствие государственной поддержки своих национальных перестраховочных и рейтинговых компаний привело к тому, что даже соседи по СНГ «отгородились» от перестрахования у российских перестраховщиков непосильными рейтинговыми ограничениями, другими протекционистскими мерами. Это относится к Казахстану, Туркменистану, Узбекистану, не говоря уже о государствах, входящих в Евросоюз.
Только политические усилия могут привести к созданию единого рынка СНГ, усилению интеграции стран Восточной Европы, Евросоюза, стран БРИК, что позволит уже на новой основе восстановить экономико-хозяйственные связи, разорванные в результате распада системы социализма.
Известно, что органы страхового надзора стран СНГ, Восточной и Центральной Европы работают в тесном контакте, формируя близкие способы контроля и мониторинга национальных страховых рынков. Вполне правомерно на этой базе продвижение национальных рейтинговых агентств, взаимное признание их рейтингов при использовании согласованных подходов к оценке компаний. Есть смысл больше доверять выбору в отношении перестраховщиков национальной страховой компании, если её деловая репутация и финансовое состояние не вызывают сомнений.
Перестрахование по своей природе является экспортно-импортной отраслью. Услуги российских перестраховщиков востребованы на значительном географическом пространстве, что свидетельствует о конкурентоспособности российского перестрахования.
Почему это происходит?
Поиск национальных конкурентных преимуществ, которые можно выгодно реализовать на мировом рынке, относится к ключевой проблеме современности. Он не может прекратиться, так как конкуренция не останавливается, а занятые в ней позиции стран постоянно меняются. Вчера лидерами являлись Бермудские перестраховочные компании, позавчера и сегодня - западные перестраховщики, а завтра ими могут быть Китай, Индия, Россия, Бразилия, Казахстан… Внешняя услуга создаёт положительный эффект увеличения национального богатства, не прибегая к дополнительным ресурсам.
При снятии искусственно создаваемых барьеров для трансграничных перестраховочных операций в странах СНГ, Евросоюза и на других территориях российский перестраховочный рынок может стать одним из центров перестрахования.
В чём конкурентные преимущества российского перестрахования по сравнению с другими региональными рынками?
Американский экономист Майкл Юджин Портер сделал вывод, что на мировой внешнеторговый рынок выходят не страны, а отдельные компании. Именно они демонстрируют свой арсенал конкурентных преимуществ. Правительства могут лишь содействовать успеху конкурентной борьбы своих соотечественников. Конкурентные преимущества государства формируют состояние его внутреннего рынка, его конкурентную среду. Но если перестраховочная компания выходит на международный рынок, она имеет возможность выбрать оптимальные масштабы предоставления своих услуг с меньшими издержками и предоставлять свою перестраховочную ёмкость по более низкой цене.
Цена играет далеко не последнюю роль при выборе перестраховочного покрытия. На неё в каждый конкретный момент времени влияет множество факторов на рынке свободной конкуренции финансовых услуг. Однако в силу ряда объективных и субъективных причин более низкая себестоимость российских перестраховочных услуг определяет их достаточно привлекательную для клиентов цену. Это вовсе не означает, что наше перестрахование дешёвое, но по сравнению с мировыми брэндами не столь дорогое, поскольку на российском перестраховочном рынке ниже издержки.
В России более 20 лет успешно действует система лицензирования специализированных перестраховочных компаний. С 2007 года отдельные лицензии требуются и страховым компаниям, проводящим операции перестрахования, а также страховым и перестраховочным брокерам. Эти меры способствуют повышению уровня профессионализма участников перестраховочного рынка. К примеру, обязательное лицензирование субъектов перестраховочной деятельности в некоторых странах Евросоюза было введено 2-3 года назад.
Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) жёстко контролирует деятельность участников страхового рынка России. По итогам каждого квартала страховая организация представляет в надзорные органы подробные отчёты о своей деятельности. Это пять форм и 2 пояснительные записки - в текстовой и табличной формах.
Ещё одним преимуществом российского перестрахования является то, что в России действуют серьёзные требования к финансовой устойчивости субъектов страхового дела. Установленные нормативы по величине минимального размера собственного капитала для перестраховочных компаний достаточно высоки, даже по западным меркам. Это 20 млн долларов США. Скажем, согласно последней директиве Европейского Союза о ведении перестраховочной деятельности от 2010 года, которой должно соответствовать законодательство в этой сфере каждой из стран - членов Евросоюза, минимальный размер гарантийного фонда составляет 3 млн евро или менее 4 млн долларов США.
Совокупные собственные капиталы российских специализированных перестраховщиков превышают 300 млн долларов США.
Наш рынок успешно выдержал испытание крупными убытками. Например, более половины из 31 миллиона долларов убытка по произошедшей в 2006 году аварии на украинском металлургическом комбинате «Азовсталь» и убытки от пожара на складе крупнейшего дистрибьютора лекарств фирмы «Протек» в том же году, составившие 75 млн долларов, от пожара на ООО «Конкордия» в 2011 году - 100 млн долларов США и другие убытки были в значительной части оплачены российскими перестраховщиками.
Российский перестраховочный рынок выдержал испытание двумя экономическими кризисами 1998 и 2008 - 2009 годов. А за одного битого, как говорится, двух небитых дают.
Мы ведём делопроизводство на русском языке, и для нас нет необходимости нести дополнительные затраты по переводу перестраховочной документации. У нас схожая ментальность, нам не надо объяснять реалии происходящего у страхователей.
Ещё одним немаловажным преимуществом российского рынка является то, что в перестраховочных компаниях выросли высоко профессиональные специалисты, владеющие английским и другими иностранными языками.
Нам можно доверять, потому что мы работаем так же, как и весь перестраховочный мир.
Журнал «Рынок страхования», Май 2013 г.