С ростом геополитической напряженности, ростом кибератак и высоким уровнем внутренней поляризации это едва ли кажется идеальным временем для проведения Олимпийских игр в Париже. Но, по крайней мере, организаторам почти наверняка удастся избежать глобальной пандемии, из-за которой в 2020 году в Токио пришлось отменить крупнейшее в мире спортивное мероприятие.
Хотя Covid-19 больше не представляет той угрозы, какой он был, другие серьезные риски наступают. Компании, участвующие в Парижской Олимпиаде, должны быть готовы к значительным рискам терроризма, киберрискам и рискам социальных беспорядков, считает Матье Джен, глава подразделения Южной Европы в Control Risks.
Компании также должны помнить о влиянии на свою репутацию. Джен предупредил, что, поскольку протесты по всему миру множатся и направлены на множество целей, компании могут оказаться под прицелом активистов и вынуждены занять позицию, о которой они впоследствии могут пожалеть.
«Игры предоставят активистам массу возможностей высказать свою точку зрения по таким вопросам, как изменение климата или конфликт в секторе Газа», — сказал Джен. «Компании и спонсоры должны убедиться, что они готовы столкнуться с потенциальным репутационным риском. Например, избегая неэффективной коммуникации между сотрудниками».
Две недели напряженных соревнований в одном из самых гламурных городов мира также несут в себе риск терроризма. Ожидается, что более 15 миллионов туристов посетят французскую столицу в ходе мероприятия. Его будут освещать 6000 журналистов с ожидаемой телевизионной аудиторией в четыре миллиарда человек, согласно данным Министерства внутренних дел Франции. Спортивные мероприятия пройдут в 40 различных местах, расположенных в 19 муниципалитетах, в основном в регионе Иль-Франс.
Угроза терроризма будет особенно высока во время церемонии открытия 26 июля, которая, что необычно, пройдет не на большом стадионе, а на 6-километровом участке реки Сены. Парижская полиция подсчитала, что церемонию посетят 326 000 человек, в дополнение к 10 500 спортсменам, которые сядут на 94 лодки, и сотням глав государств и других представителей власти. «Уровень угрозы на этот раз будет совершенно иным, чем если бы все находились на стадионе во время церемонии открытия», — сказал Джен.
Эксперты по безопасности описали подготовку к столь амбициозному празднику как логистический кошмар, но парижская полиция разработала планы. Среди прочих мер, доступ в зону проведения церемонии будет ограничен в течение восьми дней до ее начала и полностью закрыт, за исключением сил безопасности, с 13:00 в день церемонии. Полиция выделит 45 000 агентов для усиления безопасности на церемонии открытия.
Тридцать тысяч полицейских будут ежедневно дежурить на местах во время игр. Однако соображения безопасности заставили французское правительство предложить частным охранным фирмам финансовые стимулы для развертывания большего числа агентов.
Министерство внутренних дел запустило серию тендеров, в ходе которых было отобрано около четырех десятков компаний для найма 25 000 частных агентов для ежедневного патрулирования во время летних и Паралимпийских игр. Набор персонала был сложной задачей. По данным газеты Le Monde, к середине апреля не хватало от 8 000 до 9 000 агентов. Однако представители отрасли заверили, что сейчас ситуация под контролем.
Джен отметил, что терроризм — не единственная угроза безопасности. Карманные кражи и другие мелкие преступления также должны занимать высокие места на картах рисков, как и возможность сбоев в цепочке поставок из-за забастовок воинственных французских профсоюзов. И большое внимание было уделено киберрискам, указал эксперт.
«Киберугроза в Париже совершенно отличается от той, что была в Токио или Рио-де-Жанейро», — сказал Джен. «На этом фронте будет гораздо больше разоблачений, как со стороны активистов, так и со стороны киберпреступников».
Организаторы Олимпийских игр создали центр кибербезопасности, чтобы попытаться снизить риск атак преступников или хакеров, спонсируемых государством. Французское агентство кибербезопасности ANSSI принимало активное участие в этой подготовке.
Но властям предстоит нелегкая работа. По оценкам консалтинговой компании по кибербезопасности Outpost24, в 2021 году на Игры в Токио было совершено 450 миллионов кибератак, и нет никаких оснований полагать, что на этот раз хакеры будут менее агрессивны. Однако в начале мая консалтинговая компания заявила, что уровень подготовки организаторов Парижских игр 2024 года «довольно хороший». «Не совсем золотая медаль, но точно серебряная», — написал в отчете специалист по кибербезопасности Маркус Уайт.
С таким количеством рисков и с такими большими деньгами, зависящими от их успеха, Олимпийские игры являются крупным событием для страховой отрасли. В 2020 году информационное агентство Reuters сообщило, что общая сумма покрытия Олимпийских игр в Токио достигла $2 млрд, ссылаясь на оценки исследовательской компании Jefferies. Наибольшее покрытие, предоставляемое организацией, — это отмена мероприятия, которая четыре года назад имела лимит в $800 млн, по данным Reuters.
Международный олимпийский комитет (МОК) обычно немногословен, когда дело касается его страховых соглашений. Мы знаем, что после Игр в Токио вступил в силу новый глобальный страховой контракт между МОК и немецкой страховой компанией Allianz, охватывающий период с 2021 по 2028 год.
По данным источников, контракт был подписан до пандемии. Однако неясно, взяла ли Allianz на себя покрытие даже при расторжении контракта.
МОК — не единственная организация, заинтересованная в покупке страховки отмены мероприятия. Например, вещатели имеют огромное влияние на Олимпиаду и, как известно, ищут защиту на рынках страхования и перестрахования. Если они подписали свои текущие полисы после пандемии, они вряд ли получили защиту от расторжения из-за инфекционных заболеваний и других событий, которых андеррайтеры избегали в последние годы.
«После пандемии рынок непредвиденных расходов потерял некоторых игроков, но приобрел других, которые увидели возможность войти», — сказал Саймон Хендерсон, исполнительный партнер Special Risks брокера Alesco Risk Management Services. «Инфекционные заболевания и киберстрахование были исключены, формулировки стали жестче, ставки выросли».
Несмотря на восстановление после пандемии, андеррайтинг остается ограничительным, и в результате покупатели должны выложить больше денег за более низкие уровни защиты. «Те, кто попытается купить покрытие сейчас, столкнутся с очень ограниченной емкостью, а если какая-то емкость и будет, они увидят более высокие ставки», — отметил Хендерсон.
Также не ясно, смог ли МОК застраховаться от новой пандемии.
Когда был подписан контракт с Allianz, инфекционные заболевания могли быть включены обратно в полисы отмены мероприятий, но ни Allianz, ни МОК не разглашали, включает ли их контракт такую защиту.
«Allianz — официальный страховщик Олимпийских игр. Это означает, что организаторы и брокеры, которые объявили тендеры на страховое покрытие, обязаны консультироваться с нами», — сказал Фабрис Мишель-Вилла, глава отдела Олимпиады и спорта в Allianz France. «Но это не значит, что мы будем страховать все риски игр. Мы решаем, какие риски мы примем, а какие нет, в зависимости от нашей склонности к риску».
Allianz приобрела широкий спектр сделок по передаче рисков, предусмотренных контрактами, подписанными между МОК и организаторами Олимпиады в Париже 2024 года. Мишель-Вилла сказал, что они включают программы страхования гражданской ответственности, автопарка и киберстрахования, а также отдельные полисы, связанные с такими областями, как преступность, продажа билетов, репатриация и десятилетнее покрытие ответственности за строительство новых зданий.
Подразделение помощи Allianz Partners занималось билетами, страхованием репатриации и дополнительным медицинским обслуживанием для работников. Allianz Global Corporate & Specialty отвечала за кибер- и крупные риски, сказал Мишель-Вилла.
Суммы, о которых идет речь, не были раскрыты ни МОК, ни страховым партнером. Однако в образце контракта с принимающим городом, составленном МОК в 2018 году после того, как Париж получил право на проведение Игр, говорится, что страхование общей ответственности должно быть приобретено с лимитами не менее $250 млн, а покрытие ответственности перед обществом — не менее $100 млн, оба варианта — на основе предъявленных претензий.
Лимиты D&O по претензиям не могут быть ниже $5 млн, а в случае врачебной халатности нижний предел составляет $25 млн «за случай и в совокупности».
В документе указано, что местные организаторы также обязаны приобретать такие виды страхования, как медицинское обслуживание и репатриация, страхование имущества на объектах, страхование всех строительных рисков для новых зданий, страхование автогражданской ответственности (включая страхование водных и воздушных судов), страхование от несчастных случаев, преступлений, нарушений и мошенничества.
Подготовлено порталом Allinsurance.kz